Дело № 2а-1012/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре Бузановой Е.А.,
с участием представителя административного истца Искендерова ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с иском о признании информации информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением миграционного законодательства проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях выявления фактов размещения информации, содержащей сведения, способные нарушить публичные интересы Российской Федерации и права граждан. При проведении мониторинга установлено, что в сети «Интернет» по электронным адресам: <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/ содержится информация о возможности приобретения за плату, а также об оформлении и продаже за определенную плату паспорта гражданина РФ, в том числе иностранным гражданам. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, не содержится каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. В ходе поиска информации при использовании сервиса <данные изъяты> было установлено, что регистраторы указанных сайтов находятся на территории иностранного государства. По указанным причинам не представляется возможным выяснить владельца указанного сайта, привлечь его к участию в качестве ответчика. Распространяемая по средствам сети Интернет на страницах сайтов: <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты>/, <данные изъяты> <данные изъяты>/ информация о возможности приобретения за плату, а также об оформлении и продаже за определенную сумму паспорта гражданина РФ, вне установленного законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы оформления и выдачи паспорта гражданина РФ, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, порядка, является распространением информации о совершении действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность. Со ссылкой на положения ч.1 ст.9, ч.1 и ч.6 ст.10, ч.1 ст.15, ч.ч.1, 2, 3, 5 ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации полагает, что в целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанному Интернет-сайту следует ограничить. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов адреса вышеописанных интернет-сайтов не включены. Проверочными мероприятиями ответчиков установить не удалось. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания. Поскольку Управление Роскомнадзора по <адрес> осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, административным истцом оно указано в качестве заинтересованного лица. Признание судом вышеуказанной информации в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца уточнил административные исковые требования в части поддержания требований о признании информации, содержащейся на веб-сайтах: <данные изъяты>; <данные изъяты>.<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения настаивал, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (далее – Управление Роскомнадзора по <адрес>) о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в судебное заседание представителя не направило; представлен отзыв, согласно которому Управление может поддержать исковые требования при наличии на заявленных Интернет-страницах информации, указанной в п.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту, Закон №149-ФЗ), информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется свободно при условии соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (статьи 10 и 15 данного закона).
Частью 6 статьи 10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», п.10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) выдача и замена паспортов производятся Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград; подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков.
Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт.
В соответствии со статьей 15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр) (пункт 1).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (подп.2 п.5).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, что информация, содержащаяся на страницах сайтов <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, о возможности приобретения за плату, а также об оформлении и продаже за определенную плату паспорта гражданина РФ, в том числе иностранным гражданам, доступна неограниченному кругу лиц, вход на указанные сайты и просмотры размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на указанных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, также отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов адреса вышеуказанных интернет-сайтов не включены (л.д. 9-15).
Указанная информация о возможности приобретения за плату, а также об оформлении и продаже за определенную сумму паспорта гражданина РФ, вне установленного законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы оформления и выдачи паспорта гражданина РФ, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, порядка, является распространением информации о совершении действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность.
Сведения о лице, разместившем данную информацию на сайтах <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, отсутствуют.
Размещение данной информации в сети Интернет указанным способом нарушает запреты, установленные законом, в связи с чем, данная информация должна быть запрещена на территории Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств дела, требований закона, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст.188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Так, требованиями ч.4 ст.265.5 КАС РФ установлено, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
В силу прямого указания закона, настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию о приобретении за плату, а также об оформлении и продаже за определенную сумму паспорта гражданина РФ, вне установленного законодательством Российской Федерации порядка, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на веб-сайтах: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья – подпись Ю.В. Бородкина
Мотивированное решение составлено 29 марта 2022 года.
Судья – подпись.
Копия верна
Судья Ю.В. Бородкина
подлинник подшит
в гражданском деле № 2а-1012/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2022-000434-98