Дело № 2-1860/2021 26 мая 2021 года
29RS0023-01-2021-000323-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд города Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чувашевой М.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еремеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Заверняева ФИО13 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,
установил:
истец обратился с иском к Администрации Северодвинска о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.
Требования мотивировал тем, что на основании распоряжения первого заместителя главы Администрации Северодвинска от 21.09.2017 № 3920-риз истцу и членам его семьи предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ..... площадью 600 кв.м, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: Архангельская область, городской округ Северодвинск, город Северодвинск, проспект <адрес>, дом № ....., примерно в 616 метрах по направлению на юг от ориентира. Право общей долевой собственности истца и членов его семьи на земельный участок зарегистрировано 27.10.2017. Территория, в границах которой выделен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, не освоена, отсутствуют объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: не произведена отсыпка грунтом участка до проектного уровня, к участку не подведены коммуникации, позволяющие подключиться к сетям водоснабжения, канализации (водоотведения), электроснабжения, отсутствуют подъездные пути. Использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства из-за этого не представляется возможным. Обеспечение земельных участков, предоставляемых безвозмездно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в границах муниципального образования «Северодвинск», объектами инженерной и транспортной инфраструктуры отнесено законодательством к вопросам местного значения городского округа. Решение данных вопросов относится к компетенции Администрации Северодвинска, которая является органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков. Учитывая изложенное, просил обязать Администрацию Северодвинска в срок до 31.08.2021 обеспечить предоставленный ему и членом его семьи земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.
В судебном заседании истец (одновременно являющийся законным представителем третьих лиц Заверняева Г.Е., Заверняевой В.Е.), третье лицо Заверняев А.Е., просили исковые требования удовлетворить по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Пояснили, что без отсыпки участка песком (грунтом) до проектного уровня, невозможно обеспечить водоснабжение участка и водоотведение. Отсутствие въездов и выездов из градостроительного квартала 164, а также внутриквартальных проездов к земельному участку препятствует осуществлению индивидуального жилищного строительства. Также указал, что отсутствует необходимость возложения на ответчика обязанности по выторфовке участка, а также возложения на ответчика обязанности организовать электроснабжение, поскольку возможность подключения электроснабжения фактически обеспечена ПАО «МРСК Северо-Запада».
Представитель Администрации Северодвинска Черненко О.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица Заверняева О.А., Правительство Архангельской области, Министерство имущественных отношений Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, АО «ПО «Севмаш», ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца, проживающая на территории города Северодвинска более трёх лет, является многодетной.
На основании распоряжения первого заместителя Главы Администрации Северодвинска от 21.09.2017 № 3920-риз истцу и членам его семьи предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ..... площадью 600 кв.м, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: Архангельская область, городской округ Северодвинск, город Северодвинск, проспект <адрес>, дом № ....., примерно в 616 метрах по направлению на юг от ориентира (л.д.7).
Право собственности на земельный участок, с кадастровым номером ..... зарегистрировано за истцом и членами его семьи в равных долях 31.08.2017, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 8-13).
В силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая предусматривает предоставление бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такой порядок установлен Законом Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым жилым объектом.
Организация оснащённости таких земельных участков объектами необходимой инфраструктуры возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что Администрация Северодвинска при решении вопроса о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность членам семьи истца, должна была принимать во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащённости объектами необходимой инфраструктуры, на что указано в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372).
Из содержания муниципальной программы «Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016 – 2021 годы» следует, что на территории 164 градостроительного квартала г. Северодвинска, определённого под индивидуальную жилую застройку, для указанной категории граждан сформировано 149 земельных участков.
В муниципальной программе поставлены задачи - предоставленные земельные участки необходимо обеспечить объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территорий.
Из содержания подпрограммы 2 «Развитие инженерной и социальной инфраструктуры» следует, что в рамках мероприятия 1.10 предусмотрено обеспечение территории комплексной жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры в целях подготовки земельных участков, определённых под индивидуальное жилое строительство, объектами инженерной инфраструктуры, для последующего предоставления многодетным семьям.
Вместе с тем, из пояснений представителя Администрации Северодвинска в судебных заседаниях следует, что ответчиком выполнена разработка проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилого квартала 164 по муниципальному контракту.
Постановлением Администрации Северодвинска от 22.08.2016 № 286-па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории градостроительного квартала 164 города Северодвинска» утверждены указанные проекты.
Проектом планировки территории градостроительного квартала 164 города Северодвинска, выписка из которого приобщена к делу предусмотрено, что микрорайон имеет три въезда-выезда – один на проспект Победы как продолжение внутриквартального проезда между домом 90 и строящимся домом, другой в направлении реки Кудьма с поворотом на проспект Победы и третий на продолжение проспекта Морского.
Схема вертикальной планировки выполнена по осям проезжих частей дорог в максимальном приближении к отметкам существующего рельефа и обеспечивает отвод поверхностных вод с жилой территории малоэтажной застройки методом вертикальной планировки в дождеприемные колодцы ливневой канализации и далее на очистные сооружения; удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов путем придания проездам и тротуарам допустимых продольных и поперечных уклонов.
На территории проектирования предполагается размещение малоэтажной индивидуальной жилой застройки и объектов коммунального обслуживания. Теплоснабжение от Северодвинской ТЭЦ-2, точка подключения – тепловая камера ТК-16Ю. Водоснабжение малоэтажной застройки организуется от проектируемого кольцевого водопровода диаметром 150 мм, подключенного к водопроводу диаметром 600 мм по проспекту <адрес> у дома № ..... Отвод хоз-бытовых сточных вод предусматривается в коллектор диаметром 800 мм, точка подключения КК-11492. Проектом предусмотрена КНС на выезде по проспект Победы. Отвод ливневых вод в городскую ливневую канализацию, точка подключения колодец № 21321. Газоснабжение не предусмотрено. Электроснабжение от РУ-10 кВ РП12, запроектирована две КТП-10/0,4 кВ (разделы 1 и 2 Положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории) (л.д.95-130).
В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени не выполнены работу по строительству спроектированных по заказу Администрации Северодвинска объектов дорог местного значения, в том числе въездов-выездов в микрорайон и внутриквартальных проездов, в градостроительном квартале 164, в том числе до участка истца.
При этом ответчиком не представлено доказательств принятия необходимых и достаточных мер к организации строительства данных объектов.
Факт заключения Администрацией Северодвинска муниципального контракта № 0081-19-ГУиЗО от 07.05.2019 на строительство дороги по продлению проспекта <адрес> от проспекта <адрес> до пересечения с Солзенским шоссе (2 и 3 этапы), на который ссылается представитель ответчика, не свидетельствует о принятии ответчиком мер по организации дорожной деятельности в части организации строительства спроектированных въездов-выездов, а также внутриквартальных проездов в градостроительном квартале 164, поскольку данным контрактом выполнение данных работ не предусмотрено.
Из отзыва акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», которое является ресурсоснабжающей организации в части водоснабжения и водоотведения градостроительного квартала 164, следует, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) индивидуального жилого дома на указанном земельном участке будет возможна только после строительства внутриквартальных сетей.
Мероприятие по проектированию и строительству сетей водоснабжения и водоотведения в квартале 164 включено в инвестиционную программу АО «ПО «Севмаш» по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории города Северодвинска на 2014-2023 годы со сроком окончания реализации мероприятия – 2022 год (л.д.91-92).
Несмотря на указанные обстоятельства, ответчиком не представлено суду доказательств, принятия организационных мер к выполнению вертикальной планировки территории градостроительного квартала до проектных отметок и организации рельефа местности в соответствии с проектом планировки с установлением конкретных сроков их исполнения.
Таким образом, земельный участок истца в течение разумного срока после его предоставления многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства не обеспечивается соответствующей транспортной и инженерной инфраструктурой, в том числе внутриквартальными проездами до земельного участка, системами водоснабжения и водоотведения, что нарушает права собственника на использование земельного участка по назначению.
Из письменного отзыва представителя Министерства имущественных отношений Архангельской области, следует, что в Архангельской области действует государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области 11.10.2013 № 475-пп.
Перечнем мероприятий подпрограммы № 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей Архангельской области» данной государственной программы предусмотрено мероприятие 2.4 «Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры».
Согласно механизму реализации государственной программы данное мероприятие подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с Правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 292-пп в разрезе объектов.
Участие в данной государственной программе осуществляется по инициативе местных администраций муниципальных образований Архангельской области (л.д.66-68).
С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии ситуации, когда Администрация Северодвинска фактически уклоняется от установления конкретных (разумных) сроков строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в градостроительном квартале 164, не выходит с предложениями о включении мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в указанном квартале в государственную программу Архангельской области.
При этом ответчик, участвующий в реализации соответствующих публичных задач, не может быть ограничен в определении оптимальных вариантов их решения, в частности, с учётом существующих финансовых возможностей, в том числе посредством разработки и финансирования муниципальных программ.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования «Северодвинск» влечёт обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование (абзац 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129, 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного, полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности организовать в отношении земельного участка с кадастровым номером ..... возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, а именно въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала 164) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым номером ..... согласно утвержденным проекту межевания и проекту планировки территории.
Определяя разумный срок исполнения данной обязанности, суд учитывает продолжительность периода после предоставления семье истца земельного участка, степень участия муниципального образования и обязательства органов местного самоуправления в рассматриваемых правоотношениях, принятые ими меры, а также время, необходимое для планирования в местном бюджете расходов на выполнение испрашиваемых истцом мероприятий, а также время необходимое для включения указанного объекта в государственную программу Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)».
С учётом изложенного, срок исполнения ответчиком возложенных судом обязанностей разумно установить не позднее 31 августа 2022 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд на основании статьи 98 ГПК РФ взыскивает с Администрации Северодвинска в пользу истца 300 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Заверняева ФИО14 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» в срок не позднее 31 августа 2022 года обеспечить земельный участок с кадастровым номером ..... (находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: Архангельская область, городской округ Северодвинск, город Северодвинск, проспект <адрес>, дом № ....., примерно в 616 метрах по направлению на юг) объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, а именно въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала 164) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым номером ..... согласно проекту межевания и проекту планировки территории.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Северодвинск» в пользу Заверняева ФИО15 300 (триста) рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Д.Чувашева
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.