РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2020 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием представителя ответчика Гладковой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-934/2020 по административному исковому заявлению Федорова Алексея Валерьевича к Военному комиссариату города Ангарска, ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным отказа в прохождении повторного медицинского освидетельствования, возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Федоров А.В. обратился в суд с иском в Военному комиссариату г.Ангарска в его обоснование указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Ангарска Иркутской области. 28.10.2019 года в Управлении ФКУ ГУОДОП ФСИН России были получены направления для определения годности к службе в органах УИС при поступлении на службу в должности оперуполномоченного Управления по Иркутской области ФКУ ГУОДОП ФСИН России. При прохождении медицинской комиссии ему стало известно, что он не может претендовать на должность, ввиду того, что ранее он был признан ограниченно годным к военной службе. 20.11.2019 ему стало известно, что 17.11.2008 года по результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией военного комиссариата г.Ангарска ему был поставлен диагноз «Бронхиальная астма атопическая форма в стадии ремиссии», в связи с чем он был признан ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас. 29.11.2019 он обратился к ответчику с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, поскольку ранее установленный ему диагноз не подтвердился по результатам обследования в ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи». Ранее установленный ему диагноз не является обоснованным и является препятствием для прохождения военной службы по контракту и в правоохранительных органах. Письмом военного комиссариата г.Ангарска от 06.12.2019 ему было отказано в прохождении повторного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, поскольку он не подлежит призыву на военную службу в связи с достижением непризывного возраста. Между тем он не имел намерения исполнить военную обязанность и поступить на военную службу по призыву, а преследовал иную цель – оформление документов для трудоустройства в Управление по Иркутской области ФКУ ГУОДОП ФСИН России, в связи с чем считает отказ в прохождении повторного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией незаконным. Просит признать незаконным и необоснованным отказ в прохождении повторного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией от 06.12.2019 года, возложить обязанность провести медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией с целью оценки здоровья, физического состояния и изменения категории годности к военной службе.
Определением суда от 27.01.2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области».
В судебное заседание истец Федоров А.В. и его представитель Софиенко И.А., действующая на основании доверенности, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представили. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков Гладкова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Судом установлено, что Федоров А.В. военную службу не проходил в связи с освобождением 17 ноября 2008 года решением призывной комиссии г.Ангарска Иркутской области от призыва на военную службу по состоянию здоровья с зачислением в запас. На основании заключения военно-врачебной комиссии военного комиссариата г.Ангарска Иркутской области от 17 ноября 2008 года Федоров А.В. имеет категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе. С 15.03.2016 Федоров А.В. состоит на воинском учете граждан, пребывающих в запасе, в военном комиссариате города г.Ангарска Иркутской области. На первичный воинский учет Федоров А.В. был поставлен 06.02.2001 года с присвоением категории годности А – годен к военной службе, что подтверждается сведениями, содержащимися в учетно-алфавитной книге призывников 1984 года. На основании п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 года Федорову А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в высшем учебном заведании до 2007 года.
В апреле 2008 года Федорову А.В. по результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией определена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе, в этой связи от призыва на военную службу был освобожден, зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Заключение военно-врачебной комиссией сделано на основании заявления Федорова А.В. о наличии признаков заболевания, дополнительного медицинского освидетельствования в ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» и медицинского освидетельствования членами военно-врачебной комиссии, что подтверждается протоколом призывной комиссии от 17.11.2008 года запись №29/1194 (л.д.63-70), учетной картой гражданина, подлежащего призыву.
15.03.2016 года Федоров А.В. получил военный билет, что подтверждается ведомостью на выдачу военных билетов гражданам, пребывающим в запасе, учетной карточкой к военному билету (л.д.57), копией военного билета серии АН 0704615 (л.д.12-18). В военном билете указано, что Федоров А.В. зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, а также категория годности «В».
29 ноября 2019 года Федоров А.В. обратился в Военный комиссариат г.Ангарска Иркутской области с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, в котором указал, что категория годности «В» была определена ему с учетом установленного заболевания «Бронхиальная астма». Между тем данного заболевания у него никогда не было, в данное время наличие указанного заболевания не подтверждено, просил провести повторное медицинское освидетельствование с целью на прохождения службы по контракту или в правоохранительных органах.
06.12.2019 в адрес Федорова А.В. направлено письмо за подписью Военного комиссара г.Ангарска Иркутской области, в котором сообщалось об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования по тем основаниям, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 года №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года №53-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 года №1552 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» п.84 абзаца 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2013 №565 граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от военного призыва на военную службу в связи с признанием ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 58, пунктам 1 и 3 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действующей на день принятия оспариваемого по настоящему административному делу решения) предусмотрено, что гражданин в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе пройти медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона. В случае признания указанного гражданина годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями он переводится военным комиссариатом на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, и подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (в редакции от 16.03.2019 года) утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, исходя из положений пункта 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе, в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Абзацем десятым подпункта "а" пункта 3 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
В соответствии с абзацем первым пункта 84 названного выше Положения о военно-врачебной экспертизе граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Из приведенных выше норм следует, что на военный комиссариат возлагается обязанность провести повторное медицинское освидетельствование гражданина, ранее освобожденного от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленного в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, в возрасте от 18 до 27 лет.
Поскольку на момент обращения в Военный комиссариат г.Ангарска Федорову А.В. исполнилось 35 лет, в прохождении медицинского освидетельствования для определения его годности к военной службе ответчиком было отказано обоснованно.
Доводы истца о том, что прохождение медицинского освидетельствования ему необходимо не для прохождения военной службы, а для работы в правоохранительных органах на выводы суда о законности действий ответчика не влияют, поскольку при решении вопроса о проведении медицинского освидетельствования военный комиссариат руководствуется Положениями о военно-врачебной экспертизе, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которые не ставят разрешение данного вопроса в зависимость от цели прохождения данного освидетельствования, но ограничивают обязанность его проведения возрастом гражданина в период с 18 до 27 лет.
Доводы истца об отсутствии заболевания, установленного ранее военно-врачебной комиссией и послужившего основанием для признания его ограниченно годным для призыва на военную службу, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд исходит из того, что оспариваемый отказ в прохождении повторного медицинского освидетельствования обусловлен отсутствием у административного истца, как у лица непризывного возраста, права пройти повторное медицинское освидетельствование, а не наличием или отсутствием определенного заболевания.
Поскольку только наличие совокупности условий, предусмотренных ст.226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ, требования административного истца Федорова А.В. о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией от 06.12.2019 года, возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией с целью оценки здоровья, физического состояния и изменения категории годности к военной службе суд находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Федорова Алексея Валерьевича к Военному комиссариату города Ангарска, ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным отказа в прохождении повторного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, возложении обязанности провести повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией с целью оценки здоровья, физического состояния и изменения категории годности к военной службе, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2020 года.
Судья А.В.Черных