Дело № 3а-72/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
при секретаре АЛЕКСЕЕВОЙ Н.В.
с участием представителя административного истца Кулешова А.В. – Попова А.А., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., представителя заинтересованного лица администрации гор. Новозыбков Брянской области Шабловского И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 8 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Кулешова Андрея Валерьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Кулешов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, установлении по состоянию на 1 января 2015 года кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 390,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 2 649 797,75 рублям, ссылаясь на то, что указанное здание принадлежит ему на праве собственности. Административный истец считает, что кадастровая стоимость нежилого здания, значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика налога на имущество. В подтверждение рыночной стоимости представляет отчет об оценке № 10 от 8 августа 2017 года, составленный ООО «Навигатор Права и Оценки».
В судебном заседании представитель административного истца Попов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. право административного истца на установление рыночной стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости не оспаривала, возражений на проведенную по делу судебную экспертизу не представила, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного нежилого здания не заявляла.
Представитель заинтересованного лица администрации гор. Новозыбков Брянской области Шабловский И.И. возражал по заявленным административным истцом требованиям, вместе с тем, заключение судебной экспертизы не оспаривал, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлял.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Брянской области в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.
Выслушав представителя административного истца Кулешова А.В. – Попова А.А., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалеву О.А., представителя заинтересованного лица администрации гор. Новозыбков Брянской области, исследовав материалы дела, представленные доказательства, отчет об оценке, заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статьей 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Кулешову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 390,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» № 1890 от 27 ноября 2015 года.
С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости Кулешов А.В. обратился в суд 31 августа 2017 года.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной, Кулешов А.В. представил в суд отчет оценке № 10 от 8 августа 2017 года, подготовленный ООО «Навигатор Права и Оценки», в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 390,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составила 2 649 797,75 рублей.
В ходе рассмотрения дела по определению рыночной стоимости вышеуказанного здания по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта, содержание представленного суду административным истцом отчета, соответствует требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартов и правил Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов». В отчете об оценке № 10 от 8 августа 2017 года отсутствуют недостатки, повлиявшие существенным образом на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в судебной экспертизе либо неверном применении методов или методик оценки административным ответчиком, заинтересованными лицами не представлено.
Исходя из того, что правильность судебной экспертизы административным ответчиком, заинтересованными лицами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность представленного суду ответа, не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в том, что по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости равна рыночной и составляет 2 649 797,75 рублей.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кулешова Андрея Валерьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 390,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 2 649 797,75 рублям по состоянию на 1 января 2015 года на период с 1 января 2017 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 31 августа 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 390,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Судья Брянского областного суда ПЕТРАКОВА Н.П.