Дело № 2а-1 -194/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2018 года |
г. Ливны Орловской области |
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Хромовой О.В.,
при секретаре Чистяковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к Нестеровой В.В. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту МРИ ФНС России №3 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Нестеровой В.В. о взыскании пени. В обоснование, указав, что Нестерова В.В. владеет на праве собственности следующим имуществом: транспортным средством- автомобиль КАМАЗ-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, с 10.10.2006; земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м. с 02.09.2008 по 20.01.2012; и следовательно, является плательщиком транспортного и земельного налога. Налоговый орган исчислил в отношении транспортного средства сумму по транспортному налогу за 2012 по сроку уплаты 01.11.2013 в размере 13650 руб., за 2013 по сроку уплаты 01.11.2014 – 13650 руб.; земельного налога за 2012 по сроку уплаты 01.11.2013 - 5626,25 руб., за 2013 по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 5585,25 руб.; и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление, в котором указано о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 01.11.2013, 01.11.2014. Нестерова В.В. указанную сумму транспортного и земельного налога в срок не уплатила и ей была начислена пеня на сумму транспортного налога 27300 руб. в размере 176,57 руб., на сумму земельного налога в размере 11211,50 руб., пеня- 1293 руб. 25 коп. В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате пени. Нестерова В.В. пени в установленный срок не оплатила. 24.07.2017 определением мирового судьи судебного участка № судебный приказ № от 12.07.2017 был отменен, ввиду поступивших возражений должника. В связи с чем, административный истец просил взыскать с Нестеровой В.В. задолженность по пени за транспортный налог -176,57 руб., по пени за земельный налог -1293,25 руб.
Определением суда от 27.02.2018 производство по административным исковым требованиям о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 176,57 руб. было прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части.
Определением суда от 26.03.2018 к участию в дело в качестве заинтересованного лица была привлечена Турчанинова И.В., представляющая также интересы несовершеннолетних Турчаниновой Л.А. и Турчанинова В.А.
В судебное заседание представитель административного истца МРИ ФНС России № 3 по Орловской области, извещенный судом надлежащим образом, не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает заявленные требования, при этом был предоставлен расчет пени без учета земельного налога за 2011, в размере 64,68 руб. В связи, с чем суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
В судебное заседание административный ответчик Нестерова В.В., извещенная судом надлежащим образом, не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что с иском не согласна. Ранее в суде административный ответчик Нестерова В.В. поясняла, что земельный налог за все года ею были уплачены в срок. В связи, с чем суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
В судебное заседание заинтересованное лицо Турчанинова И.В., представляющая также интересы несовершеннолетних Турчаниновой Л.А. и Турчанинова В.А., извещенная судом надлежащим образом не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В связи, с чем суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В силу п.1 ст.72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Судом установлено, что Нестеровой В.В. на праве собственности принадлежит: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв. м., дата регистрации права-21.11.2011, дата отчуждения -20.01.2012; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права- 21.11.2005; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права – 04.05.2009, дата отчуждения- 15.11.2013. Нестерова В.В. является налогоплательщиком земельного налога.
В адрес Нестеровой В.В. были направлены налоговые уведомления:
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2006 год в срок в 2009 года в размере 2830,18 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2006 годы в срок в 2006 года в размере 88,60 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2007 годы в срок в 2007 года в размере 2830,18 рублей;
№ о необходимости уплаты земельного налога за 2008 годы в срок в 2009 года в размере 2830,18 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2008 годы в срок в 2009 года в размере 88,60 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2008 годы в срок в 2008 года в размере 88,60 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2009 годы в срок до 2010 года в размере 2725,27 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2009 годы в срок до 2010 года в размере 5450,54 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2011 годы в срок до 01.11.2012 года в размере 5612,34 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2012 годы в срок до 01.11.2014 года в размере 5626,25 рублей;
-№ о необходимости уплаты земельного налога за 2013 годы в срок до 05.11.2014 года в размере 5571,09 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, а также пени, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 69 НК РФ).
Согласностатье 70 НК РФтребование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В связи с неполной уплатой в установленный законом срок земельного налога, в адрес административного ответчика были направлены требования:
- № по состоянию на 08.11.2013 года об уплате земельного налога и транспортного налога за 2012 в размере 19276,25 рубля и пени в размере 657,70 руб. в срок до 28.11.2013 года;
- № по состоянию на 13.07.2015 года об уплате пени по земельному и транспортному налогам в размере 372,26 руб. в срок до 19.08.2015 года;
- № по состоянию на 18.11.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 19235 рубля и пени в размере 137,61 руб. в срок до 30.12.2014 года;
- № по состоянию на 23.10.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 5626,25 рубля и пени в размере 188,39 руб. в срок до 08.12.2014 года;
- № по состоянию на 05.06.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 5626,25 рубля и пени в размере 80,30 руб. в срок до 21.07.2014 года;
- № по состоянию на 11.04.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 5626,25 рубля и пени в размере 129,73 руб. в срок до 28.05.2014 года;
- № по состоянию на 16.01.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 5626,25 рубля и пени в размере 105,01 руб. в срок до 27.02.2014 года;
- № по состоянию на 16.01.2014 года об уплате земельного налога и транспортного налога в размере 5612,34 рубля и пени в размере 123,91 руб. в срок до 27.02.2014 года;
- № по состоянию на 08.11.2013 года об уплате земельного налога и транспортного налога 2012 в размере 19276,25 рубля и пени в размере 657,70 руб. в срок до 28.11.2013 года.
Доказательств полного исполнения налоговых обязательств и возражений относительно порядка расчета суммы пени административным ответчиком суду не представлено.
Ввиду не исполнения административным ответчиком требований об уплате пени, налоговый орган, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ № г. от 12.07.2017 был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 24.07.2017 г., в связи с поступившими от Нестеровой В.В. возражениями.
После чего было подано заявление в порядке искового производства в районный суд, срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 НК РФ, не пропущен.
Согласно представленного расчета административным ответчиком по требованию № от 08.11.2013 была начислена пеня по земельному налогу 2012 за период с 06.11.2012 по 06.11.2013 в размере 605,54 руб.; по требованию № от 16.01.2014 была начислена пеня по земельному налогу за период с 07.11.2013 по 14.01.2014 в размере 108,03 руб.;по требованию № от 11.04.2014 была начислена пеня по земельному налогу запериод с 15.01.2014 по 08.04.204 в размере 134,28 руб.;по требованию № от 05.06.2014 была начислена пеня по земельному налогу за период с 09.04.2014 по 31.05.2014 в размере 83,34 руб.;по требованию № от 23.0.2014.2014 была начислена пеня по земельному налогу за период с 01.06.2014 по 30.09.2014 в размере 91,38 руб.по требованию № от 18.11.2014 была начислена пеня по земельному налогу за период с 01.10.2014 по 16.11.2014 в размере 90,98 руб.по требованию № от 13.07.2015 была начислена пеня по земельному налогу за период с 17.11.2014 по 11.07.2015 в размере 374,40 руб., а всего 1291 руб. 68 коп.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца пояснила, что земельный налог за 2011 налогоплательщиком Нестеровой В.В. уплачен не был вообще, срок принудительного взыскания данного налога истек, и без учета задолженности по земельному налогу за 2011, сумма пени составит за указанный выше период -64,68 руб.
Принимая во внимание, что пени начислены за периоды с 06.11.2012 по 11.07.2015, в том числе и на сумму задолженности по земельному налогу за 2011 год, возможность взыскания которой утрачена, учитывая, что пени, являясь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате страховых взносов, следуют судьбе задолженности, следовательно, не могут быть взысканы в отрыве от нее, а после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по земельному налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате земельного налога и с этого момента не подлежат начислению.
Оценивая вышеизложенные доказательства в их совокупности, установленные судом обстоятельства, исходя из того, что административным ответчиком требование об уплате пени в установленные сроки не исполнено, суд находит исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Орловской области подлежащими удовлетворению частично и взыскивает пени за период с 06.11.2012 года по 11.07.2015 года за земельный налог, за исключением расчета пени по земельному налогу за 2011, в размере 64,68 руб. (50,74 +13,94)
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административные исковые требования подлежат удовлетворению, а административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Ливны Орловской области, размер которой, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 400 рублей.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от28 декабря 2017 года N 436-ФЗ).
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по земельному налогу за 2010-2013 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, которая подлежит списанию, решение суда первой инстанции о взыскании с Нестеровой В.В. суммы пени в размере 64 рубля 68 копеек, суммы государственной пошлины в размере 400 рублей не подлежит исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к Нестеровой В.В. о взыскании пени, удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области с Нестеровой В.В., проживающей по адресу: <адрес>, пени за земельный налог в размере 64 (шестьдесят четыре) рубля 68 копеек.
Взыскать с Нестеровой В.В. в доход бюджета муниципального образования г. Ливны Орловской области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда о взыскании с Нестеровой В.В. суммы пени по земельному налогу в размере 64 рубля 68 копеек, суммы государственной пошлины в размере 400 рублей не подлежит исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья