Решение по делу № 33а-96/2022 от 11.01.2022

Судья ФИО2 Дело а-96/2021

25RS0-27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 января 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО3

судей ФИО6, ФИО4

при секретаре ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Владивостокской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Владивостокской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 280 500 руб. На Владивостокскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем возврата уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 280 500 руб. Также взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что в июне 2019 на территорию РФ ввезено автотранспортное средство - автомобиль марки «Toyota Тоуоасе» рама (шасси) TRY220-0111646. Транспортное средство включено в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. За указанный автомобиль им уплачен утилизационный сбор в размере 432 000 руб., исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъёмности - 2995 кг. с применением коэффициента - 2,88. Однако, утилизационный сбор должен был быть рассчитан, исходя из фактической массы автомобиля без учета грузоподъёмности - 1580 кг., с применением коэффициента - 1,01. Переплата утилизационного сбора составила 280 500 руб. Им во Владивостокскую таможню направлено заявление о возврате излишне уплаченный суммы утилизационного сбора путем зачета в счет предстоящей оплаты утилизационного сбора в размере 280 500 руб. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.

Просил признать незаконным решение Владивостокской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора; возложить на Владивостокскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем зачета в счет предстоящей оплаты утилизационного сбора в размере 280 500 руб; взыскать с Владивостокской таможни расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора») (п.5).

На основании представленных в соответствии с п. 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (п. 12 названного Постановления «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»).

В соответствии с п.5 ст.24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Согласно п.3 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (приложение к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Базовые ставки и коэффициенты расчета утилизационного сбора установлены этим же Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Для позиции грузовых транспортных средств в редакции, действовавшей на дату ввоза транспортного средства на территорию РФ и оплаты утилизационного сбора в феврале 2019 года, выбор коэффициента зависел от полной массы транспортного средства.

Указанный порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении транспортного средства с учетом какой либо иной технической характеристики, например грузоподъемности в дополнение к указанной изготовителем массе самого автомобиля.

В этом случае, суд обоснованно сделал вывод о том, что применяемое таможенным органом для исчисления утилизационного сбора понятие «максимально допустимая техническая масса», установленное Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и включающее в себя максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками, является расширительным толкованием понятия «полная масса» и безосновательно увеличивает размер утилизационного сбора.

Суд правомерно исходил из необходимости соблюдения принципа формальной определенности норм, регулирующих взимание фискального платежа и при наличии неопределенности в правовом регулировании, правомерно истолковал правила исчисления утилизационного сбора в интересах плательщика обязательного платежа.

Проверяя правильность расчета уплаченного административным истцом утилизационного сбора, суд принимал во внимание массу транспортного средства без учета грузоподъемности и верно указал, что коэффициент 2,88 применен при уплате утилизационного сбора неверно, с учетом массы транспортного средства и его грузоподъемности, поэтому таможенный орган должен был пересчитать размер утилизационного сбора и на основании заявления административного истца произвести корректировку платежа, возвратив административному истцу излишне уплаченную сумму.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в июне 2019 года административным истцом на Таможенную территорию Таможенного союза ввезено автотранспортное средство марки «Toyota Тоуоасе» ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер рамы TRY220- 0111646, объем двигателя 1998 куб.см, VIN отсутствует, общий вес автомобиля 1580 кг., полная масса 2995 кг, грузоподъемность 1250 кг.

За автомашину «Toyota Тоуоасе» ФИО1 уплачен утилизационный сбор в размере 432 000 руб., исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъёмностифф. с применение коэффициента -2,88.

Между тем, собственный вес указанного транспортного средства составляет не более 2,5 тонн, следовательно, применяется коэффициент 1,01 с базовой ставкой 150 000 руб. и утилизационный сбор составляет: 150 000 x 1,01 = 151 500 руб.

Учитывая, что истцом уплачен утилизационный сбор в сумме 432 000 руб., за вычетом 151 500 руб., переплата составила 280 500 руб.

По правилам п. 24 Порядка возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (раздел 5) в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.

Срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм составляет 3 года со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с соблюдением установленного порядка (п.276 Порядка).

Административный истец обратился с заявлением во Владивостокскую таможню о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ, до истечения установленного законом срока, и, поскольку решением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в возврате излишне уплаченной суммы утилизационного сбора, суд обоснованно посчитал права административного истца нарушенными, и с соблюдением п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, удовлетворил заявленные административным истцом требования.

Определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, суд правомерно возложил на ответчика обязанность вернуть административному истцу сумму переплаты в размере 280 500 руб.

Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом при исчислении суммы утилизационного сбора понятия «технически допустимая максимальная масса», определенного в п.6 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ не влекут отмену решения, поскольку на дату уплаты административным истцом утилизационного сбора, вследствие ввоза в июне 2019 года на территорию Российской Федерации транспортного средства, действовали Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых для позиции грузовых транспортных средств утилизационный сбор зависел от полной массы транспортного средства.

В постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а именно в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора внесены изменения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ »), слова «полная масса» заменены на слова «технически допустимая максимальная масса».

Дополнительное правое регулирование действует с ДД.ММ.ГГГГ, со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обратной силы не имеет.

При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда и отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Владивостокской таможни – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33а-96/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воронин Н. Е.
Ответчики
Влад. таможня
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Горпенюк Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
11.01.2022Передача дела судье
26.01.2022Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2022Передано в экспедицию
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее