Решение по делу № 2а-2234/2021 от 18.11.2021

дело № 2а-2234/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года                                                              г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Ивановой Н. М., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Изначально администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требования указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-1086/2019 на Администрацию возложена обязанность оборудовать здание МБУ дополнительного образования станции юных натуралистов г. Вязьма Смоленской области, расположенное по адресу: ул. Смоленская, д. 15, г. Вязьма, Смоленская область, приборами учета тепловой энергии в срок до 1 июня 2020 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство № 87984/20/67020-ИП.

Администрация предпринимает все возможные меры по исполнению вышеуказанного решения суда.

В 2021 году в связи с тяжелым финансовым положением установить прибор учета тепловой энергии не представляется возможным.

В настоящее время все лимиты денежных средств распределены на исполнение муниципальных программ Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

При формировании бюджета на 2022 год мероприятия на приобретение, оборудование и установку приборов учета тепловой энергии буду предусмотрены.

В 2021 году частично установлены приборы учета тепловой энергии в бюджетных учреждениях, на 2022 год планируется установка приборов учета тепловой энергии в 23 учреждениях. В связи с высокой стоимостью работ на приобретение и установку прибора учета тепловой энергии исполнить все решения суда по установке приборов учета не представлялось возможным. Реальная возможность исполнения решения суда наступит при формировании бюджета на 2022 год.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 октября 2021 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, которое поступило в Администрацию 26 октября 2021 года.

Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по неисполнению обязательств, возложенных судом. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений

Ссылаясь на данные обстоятельства, Федеральный закон от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 19 ноября 2021 года по настоящему делу в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав–исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Иванова Н. М. и УФССП России по Смоленской области.

В судебное заседание представитель административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, позиции по существу спора не высказали.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Иванова Н.М., представитель административного ответчика - УФССП России по Смоленской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, позиции по существу спора не высказали.

Представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, позиции по существу спора не высказал.

Исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-1086/2019 по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия; материал № 13-223/2020 по заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области об отсрочке исполнения решения суда, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 9 августа 2019 года (л.д. 26-27 дела №2-1086/2019) суд возложит на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность оборудовать здание муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования станции юных натуралистов г. Вязьмы Смоленской области, расположенное по адресу: ул. Смоленская, д. 15, г. Вязьма, Смоленская область, приборами учета тепловой энергии в срок до 1 июня 2020 года.

10 сентября 2019 года на основании вышеуказанного решения суда, вступившего в законную силу, выписан исполнительный лист ФС № 022208615 и направлен взыскателю (л.д. 30 дела №2-1086/2019).

На основании вышеназванного исполнительного документа, 2 сентября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 87984/20/67020-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 20).

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 24 сентября 2020 года администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения Вяземского районного суда Смоленской области от 9 августа 2019 года по гражданскому делу № 2-1086/2019 на срок до 1 сентября 2021 года (л.д. 9 материала № 13-223/2020).

Поскольку исполнительный документ должником – Администрацией в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 25 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Ивановой Н.М. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 23).

Названное постановление поступило в адрес Администрации 25 октября 2021 года (л.д. 23).

10 ноября 2021 года административный истец посредством почтовой связи направил в суд настоящий административный иск об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд принимает во внимание, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры для исполнения решения суда, а также то обстоятельство, что мероприятия на приобретение, оборудование и установку приборов учета тепловой энергии буду предусмотрены при формировании бюджета на 2022 год.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Ивановой Н. М., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, постановленного к взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 25 октября 2021 года, в рамках исполнительного производства № 87984/20/67020-ИП, возбужденного 2 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья                                                                                    Т.Н. Красногирь

16.12.2021 – объявлена резолютивная часть решения,

29.12.2021 – составлено мотивированное решение,

01.02.2022 – решение вступает в законную силу

2а-2234/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области
УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав -исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Иванова Надежда Михайловна
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Наталья Николаевна
Другие
Вяземский Межрайонный прокурор Смоленской области
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
vyazma.sml.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022Дело оформлено
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее