Решение по делу № 2-2337/2020 от 24.07.2020

УИД 72RS0021-01-2020-002496-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень                                                                         24 сентября 2020 года

                                        № 2-2337/2020

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи Хромовой С.А.,

при секретаре Паршиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Беспаловой Ольги Васильевны к ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» о запрете деятельности по производству железобетонных изделий,

УСТАНОВИЛ:

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Беспаловой Ольги Васильевны к ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» о запрете деятельности по производству железобетонных изделий. Требования иска мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 22.06.2020 №103 проведена проверка соблюдения ООО СК «ТюменьСтройРесурс» природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении деятельности на территории, расположенной по адресу: <адрес> В. Проверкой установлено, что ООО СК «ТюменьСтройРесурс» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> осуществляет деятельность по изготовлению железобетонных изделий. Земельный участок с кадастровым номером находится в безвозмездном пользовании у ответчика на основании договора безвозмездного пользования, имеет категорию земель -земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность осуществления деятельности по изготовлению железобетонных изделий, не имеется. В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство, организованное ответчиком, относится к производственным объектам III класса (Производство железобетонных изделий), размер санитарно-защитной зоны для юридического лица составляет 300 метров (п.7.1.4). В силу п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. В соответствии с экспертным заключением №4058/т от 29.06.2020 размер ориентировочной санитарно-защитной зоны не выдержан, в северном, западном и южном направлении к площадке ООО СК «ТюменьСтройРесурс» примыкают: земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (под существующий жилой дом и ведения личного подсобного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: 72:17:1307002:348: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, д. Патрушева, ул. Трактовая, 36 (для ведения приусадебного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для индивидуального жилищного строительства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для ведения личного подсобного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для иных видов жилой застройки); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для строительства жилого дома и приусадебный участок). В результате проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия (несоответствия) санитарно-эпидемиологическим требованиям объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг ООО СК «ТюменьСтройРесурс» установлено их не соответствие требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Таким образом, ответчиком организовало производство железобетонных изделий, для которого СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определена санитарно-защитная зона в размере 300 метров, при наличии в санитарно-защитной зоне жилой застройки. В соответствии с п. 2.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Пунктом 4.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения      и      санитарно-эпидемиологического      заключения      Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.). Согласно п. 4.5. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Таким образом, ответчик при осуществлении деятельности допустил нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность предприятия угрожает здоровью неопределенного круга лиц (жителей расположенных рядом с площадкой ООО СК «ТюменьСтройРесурс»), нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Ответчиком нарушаются интересы Беспаловой Ольги Васильевны, проживающей на земельном участке, расположенном по адресу: Тюменская <адрес>, граничащем с земельным участком с кадастровым номером . Истец просит запретить ООО СК «ТюменьСтройРесурс» деятельность по производству железобетонных изделий до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны объекта (производства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> <адрес>, требованиям санитарных норм и правил, а также до изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность организации на нем производства железобетонных изделий.

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор Белова В.Э. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям, считает, что вид разрешенного использования земельного участка, измененный ответчиком, не допускает производство работ по изготовлению железобетонных изделий.

Беспалова О.В. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, суду пояснила, что от производства ответчика все покрыто бетонной пылью; к участку ответчика круглосуточно подъезжают грузовые машины, перевозящие бетон и бетонные кольца.

Представитель ответчика ООО СК «ТюменьСтройРесурс» - Лимарь И.А., действующий на основании прав по должности, возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что ответчик занимается лишь изготовлением железобетонных колец из готового раствора, который доставляется автомашинами, поэтому сухих веществ, которые могут попасть в воздух, нет.

Представитель ответчика ООО СК «ТюменьСтройРесурс», действующий на основании доверенности Бурцев А.В. в судебном заседании требования иска не признал, суду пояснил, что в мае 2020 года ответчиком заключен договор с ИП Трибунской Е.В. на выполнение, в том числе работ по изготовлению проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получение экспертного заключения на проект. Также изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на коммунальное обслуживание, для обустройства и содержания коммуникаций.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, действующий на основании доверенности Турсанов Ж.М. считает необходимым исковые требования удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО СК «ТюменьСтройРесурс» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> осуществляет деятельность по изготовлению железобетонных изделий. Земельный участок с кадастровым номером находится в безвозмездном пользовании у ООО СК «ТюменьСтройРесурс» на основании договора безвозмездного пользования, имел категорию земель - земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела (л.д. 16-60).

Согласно экспертному заключению № 4058/т от 29.06.2020 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменский области» в результате проведённой санитарно – эпидемиологической экспертизы соответствия (несоответствия) санитарно – эпидемиологическим требованиям объектов хозяйственной деятельности, работ, услуг ООО СК «ТюменьСтройРесурс» установлено их несоответствие требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СП 2.1.71386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», СП 1.1.1.058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - эпидемиологических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» (л.д. 63-64).

Как установлено экспертным заключением №4058/т от 29.06.2020 размер ориентировочной санитарно-защитной зоны не выдержан, в северном, западном и южном направлении к площадке ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» примыкают: земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (под существующий жилой дом и ведения личного подсобного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: <адрес> (для ведения приусадебного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> <адрес> (для индивидуального жилищного строительства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для ведения личного подсобного хозяйства); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> а (для иных видов жилой застройки); земельный участок с кадастровым номером: : <адрес> (для строительства жилого дома и приусадебный участок). В результате проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия (несоответствия) санитарно-эпидемиологическим требованиям объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» установлено их не соответствие требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство, организованное ответчиком, относится к производственным объектам III класса (Производство железобетонных изделий), размер санитарно-защитной зоны для юридического лица составляет 300 метров (п.7.1.4).

В силу п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п. 2.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

Пунктом 4.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения      и      санитарно-эпидемиологического      заключения      Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Согласно п. 4.5. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Таким образом, ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» организовало производство железобетонных изделий, для которого СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определена санитарно-защитная зона в размере 300 метров, при наличии в санитарно-защитной зоне жилой застройки. При этом, ответчиком не получено санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны, проект не разработан до настоящего времени, 18.05.2020 заключен договор с ИП Трибунской Е.В. на выполнение комплекса работ, в том числе получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект.

06.08.2020 в отношении ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» и генерального директора ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» заместителем главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель вынесены постановления о назначении административного наказания по делу № 154, 153 общество и генеральный директор признаны виновными в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым , по адресу: <адрес> не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, а именно для изготовления железо – бетонных изделий, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1. Ст. 8.8. КоАП РФ. Назначено наказание в виде предупреждения. Вынесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС» при осуществлении деятельности допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность предприятия угрожает здоровью неопределенного круга лиц (жителей расположенных рядом с площадкой ООО СК «ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС»), также нарушаются интересы Беспаловой О.В., проживающей на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, граничащим с земельным участком с кадастровым номером

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории земель. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ закреплено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами осуществляется в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Согласно выписки из ЕГРН от 23.09.2020, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования – коммунальное хозяйство, для обустройства и содержания коммуникаций.

Суд считает, что данный вид разрешенного использования не предусматривает возможность организации на нем производства железобетонных изделий, в связи с чем, доводы представителя ответчика об устранении допущенных нарушений, являются голословными.

В силу пункта 2 статьи 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости запретить ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» осуществлять деятельность по производству железобетонных изделий до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны объекта (производства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> требованиям санитарных норм и правил, а также до изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность организации на нем производства железобетонных изделий.

Руководствуясь ст.194-199, 56, 45 ГПК РФ, ст.12, 1065 ГК РФ, ст.7, 42 ЗК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

    Запретить ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» осуществлять деятельность по производству железобетонных изделий до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны объекта (производства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> требованиям санитарных норм и правил, а также до изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность организации на нем производства железобетонных изделий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья     (подпись)                   Хромова С.А.

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2020

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-2337/2020 в Тюменском районном суде Тюменской области.

решение вступило в законную силу _____________ 2020 года

Копия верна.

Судья                            Хромова С.А.

2-2337/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Беспалова Ольга Васильевна
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО СК "ТЮМЕНЬСТРОЙРЕСУРС"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Хромова Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
tumensky.tum.sudrf.ru
24.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Подготовка дела (собеседование)
24.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее