Решение по делу № 33а-10745/2015 от 08.09.2015

Судья: Ашуркова А.П. гр.дело №33-10745/2015

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2015 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего –Подольской А.А.

судей – Лазаревой М.А. и Захарова С.В.

при секретаре – Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главного врача ГБУЗ СЧО « Сызранская ЦГБ» на решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2015 года, которым постановлено:

«Заявление ГБУЗ СО «Сызранская центральная городская больница» о признании незаконным в части предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани от 07.04.2015 года- оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани № 17-04/104 от 07.04.2015 г. в части признания недействительными и незаконными п.п. 1, 3, 5, 6, 8, ссылаясь на то, что в результате проверки 07.04.2015 г. был составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических требований в срок до 07.04.2016 г. Данным предписанием на заявителя возложена обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Заявитель считает, что указанное предписание в части незаконно, нарушает его права по следующим основаниям.

Считает, что работы по устранению нарушений санитарно- эпидемиологических требований, с которыми заявитель не согласен могут быть выполнены только при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий, строительстве нового здания и соответственно при поступлении бюджетных ассигнований от учредителя-распорядителя средств, о чем свидетельствует экспертное заключение ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» г. Самары за № 15/К-06-07 от 08-19.06.2015 г.

По предписанию № 17-04/104 заявитель не согласен со следующими пунктами:

пункт 1 - обеспечить учреждение источником резервного горячего водоснабжения (электроводонагревателями) в соответствии с требованиями п. 5.4. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Считает, что для этого необходимо закупить и подключить заявителю водонагреватели проточного типа, однако согласно письма АО «СГЭС» за № 1958 от 22.06.2015 г. оно не располагает достаточным резервом мощности для подключения указанных водонагревателей, а также данный пункт предписания не выполним в силу необходимости проведения капитального ремонта в зданиях и отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Пункт 3 - обеспечить последовательность(поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции при приготовлении пищи на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 5.1, п. 5.2, п. 8.1 СП 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 14.3, п. 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Считают, что данный пункт предписания не выполним в силу необходимости проведения капитального ремонта(реконструкции) в здании и отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Пункт 5 - оборудовать в морге две секционные в соответствии с требованиями п.п. 10.16.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Считают, что также данный пункт предписания не выполним в силу необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции) в здании, либо строительств нового здания и отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Пункт 6 - патогистологическую лабораторию вывести из здания гинекологического корпуса патогистологическую лабораторию и морг разместить в одном здании, соответствующем требованиям нормативной документации в соответствии с требованиями п.п. 2.14, 2.15, 3.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; п.п. 11,12 Правил № 468-64» Правила по устройству и эксплуатации помещений и патологоанатомических отделений и моргов (патологических и судебно-гистологических лабораторий); лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений».

Данный пункт предписания также не выполним в силу необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции) в здании и отсутствия финансирования со стороны учредителя.    

Пункт 8 - обеспечить достаточный набор помещений в цитологической лаборатории в соответствии с требованиями п. 2.3.7 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с организмами 111-1У групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней.

Данный пункт предписания не выполним в силу необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции) в здании, либо строительство нового здания и отсутствия финансирования со стороны учредителя.

Поскольку обязанность принимать меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил законом возложена как на собственника, так и на владельца, необходимо определить лицо, ответственное за выполнение указанных требований, с учетом особенностей правового статуса заявителя, как бюджетного учреждения.

Если переданные здания не отвечают указанным требованиям, собственник, на котором, в силу ст. 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Администрация медицинского учреждения обязана обеспечить только текущее обслуживание и техническую эксплуатацию переданных учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами.

Считают, что отсутствие финансирования со стороны собственника имущества учреждения, а также необходимость проведения капитальных ремонтных мероприятий свидетельствуют о том, что оспариваемые пункты Предписания подлежат исполнению собственником имущества (Министерством имущественных отношений по Самарской области) и распорядителем денежных средств (Министерством здравоохранения Самарской области).

В силу п. 4.5.2.5. Устава заявителя в компетенцию Учредителя-Министерства здравоохранения Самарской области входит финансовое обеспечение Учреждения, поэтому устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований (т.е. выполнение предписания) находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения.

Кроме того, заявитель указывает, что здания, в которых выявлены нарушения, указанные в оспариваемых пунктах предписания, построены до введения в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». По отношению к уже построенным объектам данные нормы указанного СанПиН не применимы, указанные нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных объектов.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе главный врач ГБУЗ СО «Сызранская ЦГБ» просил решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности Серова И.М. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает следующее.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При рассмотрении дела, суд первой инстанции, правомерно сослался на нормы главы 25 ГПК РФ, действующей на момент рассмотрения данного дела в суде первой инстанции.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Правительством Самарской области 14.12.2010 было утверждено постановление Правительства Самарской области № 642 «Об утверждении Порядков осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области и о внесении изменений в Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 28.05.2008 № 173».

Пунктом 3 Порядка осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области (далее - Порядок) предусмотрено, что отраслевой орган исполнительной власти Самарской области (в данном случае министерство здравоохранения Самарской области) в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания и является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении учреждения.

Из материалов дела усматривается, что 07.04.2015 г. на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани Ефимова И.В. была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ СО «Сызранская центральная городская больница», в результате чего согласно акта проверки № 17-04/86 выдано предписание, и на заявителя возложена обязанность устранить нарушения санитарно- эпидемиологических требований, а именно:

пункт 1 - обеспечить учреждение (стационары, поликлиники, женская консультация, секционная, клинико-диагностическое отделение, моечные помещения буфетных, отделений больницы (кардиологического, отоларингологического, травматологического, неврологического, гинекологического, терапевтического, родильного) источником резервного горячего водоснабжения (электроводонагревателями) в соответствии с требованиями п. 5.4. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

пункт 3 - обеспечить последовательность(поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции при приготовлении пищи на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 5.1, п. 5.2, п. 8.1 СП 2.3.6. 1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 14.3, п. 14.4.СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».,

пункт 5 - оборудовать в морге две секционные в соответствии с требованиями п.п. 10.16.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

пункт 6 - патогистологическую лабораторию вывести    из здания гинекологического корпуса; патогистологическую лабораторию и морг разместить в одном здании, соответствующем требованиям нормативной документации в соответствии с требованиями п.п. 2.14, 2.15, 3.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; п.п. 11,12 Правил № 468-64» Правила по устройству и эксплуатации помещений и патологоанатомических отделений и моргов (патологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений»,

пункт 8 - обеспечить достаточный набор помещений в цитологической лаборатории в соответствии с требованиями п. 2.3.7 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с организмами 111-1У групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней.

Согласно предписания № 17-04/104 от 07.04.2014 г. выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 11, ст. 24, ст. 39; СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Оспаривая предписание в части вышеуказанных пунктов заявитель ссылается на то, что все перечисленные виды работ относятся к реконструкции(капитальному ремонту), поэтому не выполнимы в силу необходимости проведения капитального ремонта в зданиях и отсутствия финансирования со стороны учредителя, кроме того, здания, в которых выявлены нарушения, указанные в оспариваемых пунктах предписания, построены до введения в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». По отношению к уже построенным объектам данные нормы указанного СанПиН не применимы, указанные нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных объектов.

Однако, суд первой инстанции не принял указанную позицию во внимание, указав, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий с наличием финансовой возможности, поскольку спорный объект недвижимости используется учреждением в уставных целях на праве оперативного управления, так как он был принят в собственность Самарской области в составе имущественного комплекса муниципального бюджетного учреждения здравоохранения и в данном случае непосредственно учреждение, а не лицо, уполномоченное собственником на распоряжение имуществом, обязано соблюдать нормы действующего законодательства в отношении тех объектов, которые находятся у него на праве оперативного управления.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При этом, поскольку обязанность принять меры по соблюдению санитарных правил законом возложена как на собственника, так и на владельца, необходимо определять лицо, ответственное за выполнение указанных требований, с учетом особенностей правового статуса заявителя, как бюджетного учреждения.

Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником, финансовое обеспечения деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника.

В соответствии с пунктом 21 статьи 26.3 ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом как видно из материалов дела и установлено судом, здания и сооружения заявителя находятся в собственности Самарской области, в связи с чем, согласно статье 209 ГК РФ обеспечение содержания зданий и сооружений государственного медицинского учреждения возложено на собственника имущества - Министерство имущественных отношений Самарской области.

Собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиями санитарных норм, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели.

Администрация медицинского учреждения обязана обеспечить только текущее обслуживание и техническую эксплуатацию переданных учреждению зданий и инженерных систем в соответствии с правилами.

В соответствии с заключением ООО «Самарского бюро экспертиз и исследований» № 15\К-06-07,утвержденного 11.06.2015года, для выполнения работ по устранению оспариваемых пунктов предписания необходимо проведение капитального ремонта или реконструкции зданий учреждения.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что здания (корпуса,отделения) больницы о которых упоминается в оспариваемом предписании построены с 1965 по 1970 год.

Следовательно, судебная коллегия полагает, что отсутствие финансирования со стороны собственника имущества учреждения установленных действующими требованиями санитарных норм и правил к переданному учреждению в оперативное управление зданиям, а также необходимость проведения капитальных ремонтных мероприятий свидетельствуют о том, что оспариваемые пункты предписания подлежат исполнению собственником имущества.

Таким образом, оспариваемые пункты предписаны ненадлежащему субъекту, в связи с чем оспариваемое предписание начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани в части п.п. 1,3,5,6,8 является незаконным, нарушающим права заявителя.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований ГБУЗ СО «Сызранская центральная городская больница» о признании незаконным предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани № 17-04/104 от 07.04.2015года в части п.п. 1,3,5,6,8.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2015 года отменить. Постановить новое решение. Требования ГБУЗ СО «Сызранская центральная городская больница» удовлетворить, признав незаконным п.п. 1,3,5,6,8. предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани № 17-04/104 от 07.04.2015года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10745/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ГБУЗ СО Сызранская центральная городская больница
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по С\о
Другие
Министерство здравоохрания С/о
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по С/о в. г. Сызрани
Министерство имущественных отношения С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.09.2015[Адм.] Судебное заседание
01.10.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее