Дело № 2-376(1)/2021
64RS0030-01-2021-000573-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Ртищево Саратовской области
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Шароновой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савиной Я.И.,
с участием истца Гаршиной Е.А.,
представителя ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Ртищево» Хорошиловой А.Н., действующей на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) Почиваловой О.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаршиной Елены Анатольевны к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Ртищево» о возложении обязанности по выдаче предложения о досрочном назначении пенсии,
установил:
Гаршина Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Ртищево» (далее также ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево») о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении ей права на оформление досрочной пенсии, возложении обязанности по её оформлению.
Требования мотивировала тем, что 12 августа 2019 года была уволена с должности машиниста перопухообрабатывающих машин ООО «Даргез-Ртищево» по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (по сокращению численности штата работников). После обращения в ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» 13 августа 2019 года была признана безработной в связи с тем, что не была трудоустроена.
В связи с достижением предпенсионного возраста и наличием трудового стажа 28 лет истец полагает, что ответчик неправомерно не уведомил её о возможности досрочного назначения пенсии, написать соответствующее заявление не предложил, документы в пенсионный орган для назначения досрочной пенсии не направил.
Считая свои права нарушенными, Гаршина Е.А. с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконными действия ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево», выразившиеся в непредоставлении права на оформление досрочной пенсии, обязать ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» выдать ей предложение о досрочном назначении пенсии.
В судебном заседании Гаршина Е.А. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» Хорошилова А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что Гаршина Е.А. обратилась в Центр занятости 13 августа 2019 года и была зарегистрирована в качестве лица, ищущего работу. В связи с отсутствием подходящих вакансий с 13 августа 2019 года признана безработной и ей было назначено пособие на один год с 13 ноября 2019 года по 12 ноября 2020 года. На основании сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающего страховой стаж более 20 лет, выплата пособия продлена на 14 недель с 13 ноября 2020 года по 18 февраля 2021 года.
27 февраля 2020 года Гаршиной Е.А. было предложено переобучение на оператора котельной с выплатой стипендии в размере пособия по безработице, с которым она согласилась, и ей было выдано направление на прохождение медицинской комиссии. При личном обращении в Центр занятости 18 марта 2020 года она отказалась от профессионального обучения, написав заявление.
17 декабря 2020 года Гаршиной Е.А. выдано направление в ООО «Хлебозавод № 1» уборщиком производственных и служебных помещений с заработной платой 12615 руб. (кандидатура отклонена по причине отсутствия вакансий).
При перерегистрации 09 февраля 2021 года Гаршиной Е.А. выданы направления подсобной рабочей у ИП ФИО6 (кандидатура отклонена по причине отсутствия вакансий) и в ООО «Король диванов» комплектовщиком (кандидатура отклонена в связи с невозможностью выполнения должностных обязанностей).
По телефону 12 марта 2021года Гаршиной Е.А. было предложено обучение на парикмахера, от которого она отказалась, но попросила записать ее в группу обучения на повара или кондитера.
Ссылаясь на то, что возможности трудоустройства Гаршиной Е.А. не исчерпаны, а также на то, что направление безработных граждан на пенсию досрочно к числу гарантий социальной поддержки безработных граждан не относится, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) Почивалова О.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что назначение истцу досрочной пенсии по старости возможно в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" только по предложению органа службы занятости.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" ( далее также Закон РФ № 1032-1).
На основании пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 400-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черниги Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 4 и 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", содержащаяся в пункте 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.
Таким образом, выдача предложения о досрочном назначении пенсии в соответствии с указанной выше нормой Закона, является правом, а не обязанностью службы занятости, оформление досрочно пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства, основной целью службы занятости населения является оказание гражданам государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Порядок осуществления органами службы занятости социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачи предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам определен Правилами, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам" (далее также Правила).
В соответствии с пунктом 155 Правил критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются:
1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста);
3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях;
4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы;
5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости;
6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин;
7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Как установлено судом, 12 августа 2019 года Гаршина Е.А. была уволена с должности машиниста перопухообрабатывающих машин ООО «Даргез-Ртищево» по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (по сокращению численности штата работников).
Приказом ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» от 19 августа 2019 года № НВП 0523 Гаршина Е.А. была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице с 13 ноября 2019 года по 12 ноября 2020 года (л.д. 24).
На основании приказа ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» от 17 декабря 2020 года № П504633/20 выплата пособия Гаршиной Е.А. продлена на 14 недель с 13 ноября 2020 года по 18 февраля 2021 года (л.д. 28).
Из представленных ответчиком документов личного дела Гаршиной Е.А. усматривается, что Гаршиной Е.А. 27 февраля 2020 года предлагалось получить государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан (л.д. 25).
От получения услуги по профессиональному обучению Гаршина Е.А. отказалась, что усматривается из её письменного заявления от 18 марта 2020 года (л.д. 26) и подтверждается заключением ГКУ СО «ЦЗН г.Ртищево» от 18 марта 2021 года (л.д. 27).
Кроме того, истцу предлагались варианты трудоустройства. Так, 17 декабря 2020 года Гаршиной Е.А. выдано направление в ООО «Хлебозавод № 1» уборщиком производственных и служебных помещений с заработной платой 12615 руб. (кандидатура отклонена по причине отсутствия вакансий). 09 февраля 2021 года Гаршиной Е.А. выдавались направления подсобной рабочей у ИП ФИО6 (кандидатура отклонена по причине отсутствия вакансий) и в ООО «Король диванов» комплектовщиком (кандидатура отклонена в связи с невозможностью выполнения должностных обязанностей) (л.д. 29-31).
По смыслу положений статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 одним из обязательных условий для выдачи предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости, является отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства гражданина. При отсутствии данного условия оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Решение об отсутствии возможности для трудоустройства гражданина принимается органом трудоустройства населения.
Учитывая, что решение об отсутствии возможности для трудоустройства истца уполномоченным органом не принималось, а также отказ истца от обучения по направлению органа службы занятости, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198, 321 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Гаршиной Елене Анатольевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья