Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
4 марта 2014 года село Большая Черниговка
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лигостаева Д.А., с участием
заместителя прокурора Большечерниговского района Самарской области Вадина А.В.,
Киляхиной Т.В. – представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё»,
при секретаре Кривошееве Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-145 по иску прокурора Большечерниговского района Самарской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большечерниговского района Самарской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё» об обязании совершить определенные действия, по тем основаниям, что бездействиями ответчика нарушаются положения действующего законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании заместитель прокурора Большечерниговского района Самарской области Вадин А.В. иск поддержал и пояснил, что прокуратурой Большечерниговского района Самарской области проведена проверка исполнения ООО Управляющая организация «Жилье» жилищного законодательства и законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.05.2006 №35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статьи 2, 3 указанного Федерального закона устанавливают приоритет мер по предупреждению терроризма, в т.ч. по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч.1, ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме и т.д.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Далее - Правил содержания общего имущества), в соответствии с п. 2 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование;
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома;
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) и т.д.
В соответствии с п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее ПиН ТЭЖФ-2003), согласно п.3.3.3 которых, чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами. В силу п. 3.3.5. данного Постановления входные двери или люки выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа).
В ходе проведенной прокуратурой района 17.01.2014 совместно с УУП ОП №45 МО МВД РФ «Большеглушицкий» проверки установлено, что ООО Управляющая организация «Жилье» ненадлежащем образом исполняются обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> а именно отсутствуют двери и запирающие устройства при входе на чердаки указанных многоквартирных жилых домов отсутствуют, что подтверждается актами обследования технической укрепленности от 17.01.2014.
Отсутствие дверей и запирающих устройств создает условия для свободного доступа посторонних лиц на чердачные помещения указанных жилых домов и свидетельствует о ненадлежащем уровне его антитеррористической защищенности, поскольку при открытых входах на чердачные помещения велика вероятность попадания в них горючих и взрывоопасных материалов, что может привести к трагическим последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.п.
Управление выше названными многоквартирными домами осуществляет ООО Управляющая организация «Жилье».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействием ответчика нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, как лиц проживающих в указанном жилом доме, так и других граждан, которые могут находиться в доме в силу каких-либо причин. Круг лиц, которые могут находиться в жилом доме или в непосредственной близости от него в момент совершения террористического акта, достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований антитеррористического законодательства, в связи с чем прокурор обращается с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Киляхина Т.В. – представитель ответчика – директор Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё» иск не признала, пояснив, что не на всех крышах домов, указанных в иске имеются входы в чердачные помещения, на ряде крыш имеются только слуховые окна, закрытие которых дверьми, в соответствии с требованиями п. 3.3.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», может привести к нарушению внутреннего давления на чердачных помещениях, нарушению вентиляции и вызвать разрушения конструктивных элементов крыш. Слуховые окна не могут быть закрыты дверьми с цельным полотном, и оборудованным уплотняющими прокладками, но такими дверьми могут быть закрыты входы на чердак со стороны лестничных площадок.
Давая заключение, заместитель прокурора Большечерниговского района Самарской области Вадин А.В., уточняя заявленные требования, просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жилье» в срок до 1 июня 2014 года закрыть входы на чердачные помещения многоквартирных жилых домов <адрес>, дверьми и запирающими устройствами соответствующими виду входа на чердачное помещение.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.05.2006 №35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статьи 2, 3 указанного Федерального закона устанавливают приоритет мер по предупреждению терроризма, в т.ч. по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч.1, ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме и т.д.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Далее - Правил содержания общего имущества), в соответствии с п. 2 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование;
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома;
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) и т.д.
В соответствии с п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее ПиН ТЭЖФ-2003), согласно п.3.3.3 которых, чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами. В силу п. 3.3.5. данного Постановления входные двери или люки выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа).
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района 17.01.2014 совместно с УУП ОП №45 МО МВД РФ «Большеглушицкий» проверки выявлено, что ООО Управляющая организация «Жилье» ненадлежащем образом исполняются обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: отсутствуют двери и запирающие устройства при входе на чердаки указанных многоквартирных жилых домов, что подтверждается актами обследования технической укрепленности от 17.01.2014 года, л.д. 4-20, 79-80.
Управление выше названными многоквартирными домами осуществляет ООО Управляющая организация «Жилье», что не отрицается представителем ответчика и подтверждается Уставом ООО Управляющая организация «Жильё», л.д. 21-29, договорами управления многоквартирным домом, л.д. 30-78.
Из ответа и.о. заместителя главы района по строительству и ЖКХ Сомова А.П. (исх. № 305 от 25.02.2014 г.) следует, что указанные в иске дома имеют крыши, по конструктивному решению которые являются чердачными (четырехскатные вальмовые) и обеспечения доступа в чердачные помещения домом осуществляется через слуховые окна, либо через люки в чердачных перекрытиях. Таким образом, судом установлено, что слуховые окна и люки могут рассматриваться как входы на чердачные помещения, кроме того их технических паспортов, представленных на обозрение суда представителем ответчика не следует, что имеются иные входы на чердачные помещения данных домом в виде отдельных дверей.
Из копии постановления № БЧ-1568 о назначении административного наказания от 11.02.2014 года следует, что директор ООО Управляющая организация «Жильё» Киляхина Т.В. привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за ненадлежащую организацию работы по содержанию и ремонту общего имущества в жилых домах <адрес>, в том числе и за не организацию работы по оборудованию дверей и люков на чердачные помещения в этих домах.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие дверей и запирающих устройств создает условия для свободного доступа посторонних лиц на чердачные помещения указанных жилых домов и свидетельствует о ненадлежащем уровне его антитеррористической защищенности, что в свою очередь свидетельствует о том, что бездействием ответчика нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, как лиц проживающих в указанных жилых домах, так и других граждан, которые могут находиться в домах в силу каких-либо причин. Судом установлено, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Большечерниговского района Самарской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Жильё» в срок до 1 июня 2014 года закрыть входы на чердачные помещения многоквартирных жилых домов №, дверьми и запирающими устройствами соответствующими виду входа на чердачное помещение.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента подготовки решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.
Решение подготовлено в окончательной форме 4 марта 2014 года.
Председательствующий