Дело № 12-169/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Город Иваново 21 сентября 2020 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Богомолов Э.А., с участием:
- лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – генерального директора ООО «Доступное жилье 37» Зазнобиной Ю.Ю.,
- защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Мельниковой Ю.Ю.,
- главного консультанта-юриста Службы государственного строительного надзора Ивановской области ФИО1,
- старшего помощника прокурора Ленинского района г.Иваново Лазарева Э.А.,
рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником Службы государственного строительного надзора Ивановской области ФИО2 01 июня 2020 года,-
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Службы государственного строительного надзора Ивановской области ФИО2 от 01 июня 2020 года генеральный директор ООО «Доступное жилье 37» Зазнобина Ю.Ю. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ за то, что она, как должностное лицо, допустила нарушение установленного порядка строительства, выразившегося в строительстве объекта капитального строительства (паркинга) на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7, без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
Согласно материалам дела, прокуратурой Ленинского района г.Иваново на основании обращения гражданина ФИО3 о незаконном возведении паркинга рядом со строящимся многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7, проведена выездная проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности ООО «Доступное жилье 37».
В ходе проверки были получены следующие сведения:
25 июля 2018 года ООО «Доступное жилье 37» от ООО «Жилкапинвест» перешли функции застройщика объекта «Многоярусный подземный паркинг по ул. Крутицкой» с разрешением на строительство данного объекта от 25 января 2008 года № RU3702000-0018-2008, срок которого истек 18 апреля 2009 года.
13 августа 2018 года ООО «Доступное жилье 37» Администрацией г.Иваново по результатам рассмотрения соответствующего заявления было отказано в продлении срока действия указанного разрешения на строительство паркинга.
18 апреля 2019 года ООО «Доступное жилье 37» вновь обратилось в Администрацию г.Иваново с заявлением о продлении разрешения на строительство по объекту: «Многоярусный паркинг, расположенный по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7», по итогам рассмотрения которого 26 апреля 2019 года заместителем Главы Администрации г.Иваново было повторно отказано в его удовлетворении.
14 мая 2020 года прокуратурой Ленинского района с привлечением специалиста Службы государственного строительного надзора Ивановской области в ходе выездной проверки было установлено, что ООО «Доступное жилье 37» на земельном участке по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7, рядом с многоквартирным жилым домом ведется строительство объекта, представляющего собой отдельно стоящее 2-х уровневое сооружение с монолитным железобетонным каркасом. На объекте выполнено устройство свайных фундаментов с монолитными железобетонными ростверками (выполнены ранее в 2008 году), монолитных железобетонных колонн, стен, плит перекрытия и покрытия. Сооружение и многоквартирный жилой дом расположены на разных земельных участках и в силу конструктивных особенностей сооружения имеется возможность самостоятельного его использования для иной деятельности (сооружение является 2-х ярусным объектом капитального строительства, связь между ярусами осуществляется по внутренним лестничным клеткам (проект 000019/п-2019-КЖ). В представленном застройщиком техническом заключении № 002/2019 от 29 октября 2019 года, выполненном ООО «Центр проектных и строительных экспертиз» сооружение относится ко II (нормальному) уровню ответственности в соответствии с ч.7 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ). Согласно ч.10 ст.4 Закона № 384-ФЗ к зданиями и сооружениям вспомогательного использования относятся зданиям и сооружения Ш (пониженного) уровня ответственности.
Частью 1 ст.9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Таким образом, должностным лицом сделан вывод о наличии в действиях генерального директора ООО «Доступное жилье 37» Зазнобиной Ю.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, выразившегося в строительстве данным юридическим лицом (застройщиком) объекта капитального строительства без разрешения на строительство, когда для осуществления строительства предусмотрено получение такого разрешения.
Будучи несогласной с фактом привлечения к административной ответственности, Зазнобина Ю.Ю. обжаловала постановление по делу в суд.
Явившимся в судебное заседание: лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – генеральному директору ООО «Доступное жилье 37» Зазнобиной Ю.Ю., ее защитнику Мельниковой Ю.Ю., главному консультанту-юристу Службы государственного строительного надзора Ивановской области ФИО1 и старшему помощнику прокурора Ленинского района г.Иваново Лазареву Э.А. разъяснено право заявить отвод судье, рассматривающему дело, а Зазнобиной Ю.Ю. и Мельниковой Ю.Ю. дополнительно разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.25.5 КоАП РФ (соответственно). Указанные лица пояснили, что права им понятны, отводов они не имеют.
Согласно доводам жалобы Зазнобиной Ю.Ю. и пояснений ее защитника Мельниковой Ю.Ю., а также исходя из позиции, озвученной ими в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, строительство объекта, о котором идет речь, не требовало разрешения.
Так, согласно ч.2 ст.51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
В рассматриваемом случае, у многоквартирного жилого дома по ул.Крутицкая построен не паркинг, а подпорное сооружение для организации благоустройства (в том числе детских площадок, разворотных площадок, проезда пожарной техники и гостевых стоянок для автомобилей). Оно является элементом благоустройства и возводится исключительно в целях обеспечения использования объекта недвижимого имущества - многоэтажного жилого дома, в силу чего является вспомогательным объектом.
В соответствии с СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования: «3.14 подпорное сооружение: Сооружение или конструкция, выполняемая для восприятия горизонтального давления и удержания грунта при перепаде высотных отметок, может быть самостоятельным сооружением или служить частью объекта капитального строительства».
Представитель Службы государственного строительного надзора Ивановской области ФИО1 и старший помощник прокурора Ленинского района г.Иваново Лазарев Э.А. возражали против удовлетворения жалобы Зазнобиной Ю.Ю., полагая вынесенное постановление о привлечении ее административной ответственности законным и обоснованным материалами дела.
Законность вынесенного должностным лицом постановления проверяется судом на основании материалов дела об административном правонарушении и дополнительно полученных сведений. При этом, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы и заслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам:
Действительно, согласно ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 ч.17 ст.51 ГрК РФ предусмотрено, что в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
При этом, основным критерием определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности.
Согласно п.10 ст.4 ФЗ № 384-ФЗ, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пояснениям Зазнобиной Ю.Ю. и ее защитника Мельниковой Ю.Ю., построенное ООО «Доступное жилье 37» сооружение является подпорным сооружением для организации благоустройства (в том числе детских площадок, разворотных площадок, проезда пожарной техники и гостевых стоянок для автомобилей) и возведено исключительно в целях обеспечения использования объекта недвижимого имущества - многоэтажного жилого дома, в силу чего является вспомогательным объектом и носит вспомогательный характер. В подтверждение своих доводов в ходе рассмотрения дела по существу была представлена проектная документации «раздел 4 «Конструктивные и объемно планировочные решения». Подпорное сооружение для организации благоустройства. Шифр 000019/П-2019-КЖ» на объект «Многоквартирный жилой дом и многоярусный паркинг по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7», техническое заключение от 29 октября 2019 года.
Однако, в ходе обследования строящегося объекта установлено, что он не относится к вспомогательным или подпорным сооружениям. Используемые при его строительстве материалы, наличие конструктивных элементов в виде ограждающих конструкций (железобетонных стен), плит перекрытия и покрытия, лестничных клеток, сборных железобетонных лестниц не свойственно для конструкций подпорных сооружений. По своим характеристикам объект не относится к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности, а относится к категории сооружений нормального уровня ответственности в соответствии с ГОСТ 27751-2014 и ФЗ № 384-ФЗ.
В силу п.38 ст.1 ГрК РФ строящийся ООО «Доступное жилье 37» объект нельзя отнести и к элементам благоустройства, поскольку ими являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно материалам дела на строительной площадке изначально возводился именно паркинг с благоустройством прилегающей территории, что следует из разрешения на его строительство, выданного 25 января 2008 года прежнему застройщику – ООО «Жилкапинвест». Сразу после перехода прав застройщика к ООО «Доступное жилье 37», данной организацией неоднократно принимались меры к продлению разрешения на строительство (получение нового) паркинга. Администрация г.Иваново в 2018-2019 годах дважды отказывала в выдаче такого разрешения. Оно было выдано только в 26 мая 2020 года. Подобная настойчивость со стороны ООО «Доступное жилье 37» в получении разрешения на строительство именно паркинга не оставляет сомнений в изначальных намерениях застройщика в строительстве данного объекта, требующего специального разрешения.
Приобщенные в судебном заседании представителем Службы государственного строительного надзора в Ивановской области сведения с официального сайта ООО «Доступное жилье 37» свидетельствуют о том, что по адресу: г.Иваново ул.Крутицкая д.7 строится многоквартирный жилой дом с паркингом.
Это же следует из приобщенных в судебном заседании локального положительного заключения негосударственной экспертизы № 37-2-1-0116-19 ООО «Ивэкспертпроект» и проектной документации ООО «Центр проектирования и инженерных изысканий» № 000019/П-2019-КЖ.
При этом, суд отмечает, что строительство ООО «Доступное жилье 37» именно паркинга, требующего специального разрешения, не исключает выполнения им наряду с парковкой транспортных средств подпорной функции и элемента благоустройства.
С учетом изложенного, начальник Службы государственного строительного надзора ФИО2 рассмотрев дело и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, обосновано признал доказанным факт совершения Зазнобиной Ю.Ю. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Каких-либо дополнительных данных, ставящих под сомнение правильность оценки должностным лицом имевшихся доказательств, в судебном заседании получено не было.
Наказание Зазнобиной Ю.Ю. назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, в минимальном размере, в связи с чем не может быть признано излишне суровым.
В судебном заседании защитником Мельниковой Ю.Ю. было заявлено о необходимости применения в отношении Зазнобиной Ю.Ю. положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде штрафа предупреждением.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Как следует из ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Зазнобиной Ю.Ю. совершено правонарушение в области строительства и оно связано с возведением объекта (паркинга), предназначенного для постоянного использования жильцами прилегающего многоэтажного дома. В данном случае разрешение на строительство паркинга является гарантией, выдаваемой государственным органом, подтверждающей надежность конструкций строящегося объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей. В связи с этим замена Зазнобиной Ю.Ю. наказания в виде штрафа на предупреждение не соответствовало бы требованиям ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Выявленное с ее стороны нарушение в ходе строительства свидетельствует о создании реальной угрозы жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что постановление начальника Службы государственного строительного надзора ФИО2 от 01 июня 2020 года соответствует требованиям ст.ст.29.9 и 29.10 КоАП РФ, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Службы государственного строительного надзора ФИО2 от 01 июня 2020 года, которым генеральный директор ООО «Доступное жилье 37» Зазнобина Юлия Юрьевна за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Зазнобиной Ю.Ю. – без удовлетворения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ленинского районного
суда города Иваново Э.А. Богомолов