РЈРР”: 66RS0031-01-2019-000412-80
дело № 2а-298\2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
05 июня 2019 Качканарский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Кукорцевой Т.А.,
при секретаре Безлепкиной В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Качканарского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в сфере лесопользования,
установил:
истец Нижнетагильский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ РІ защиту экологических прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ вышеназванным административным РёСЃРєРѕРј, указав, что РІ С…РѕРґРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки выявлен факт ненадлежащего исполнения администрацией Качканарского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° возложенных РЅР° нее обязанностей РІ области лесных отношений, Р° именно РЅРµ приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие РїРѕСЂСЏРґРѕРє использования, владения, распоряжения лесными участками, находящимися РІ муниципальной собственности, РЅРµ установлены ставки платы Р·Р° единицу объема лесных ресурсов Рё ставки платы Р·Р° единицу площади лесного участка РІ целях его аренды, ставки Р·Р° единицу объема древесины. Представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± устранении нарушений Рё принятии указанных документов РѕС‚ 25.01.2018Рі. оставлено без удовлетворения. РР· РёСЃРєР° следует, что бездействие органов местного самоуправления РІ осуществлении СЃРІРѕРёС… полномочий РІ области лесных отношений нарушает права граждан РЅР° благоприятную окружающую среду; отсутствие РїРѕСЂСЏРґРєР° владения, пользования Рё распоряжения такими лесными участками может повлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ негативные для окружающей среды последствия: невозможность привлечения правонарушителей Рє уголовной ответственности РїРѕ СЃС‚.СЃС‚. 260, 261 РЈРљ Р Р¤, административной ответственности РїРѕ СЃС‚.СЃС‚. 8.30.1, 8.31, 8.32 РљРѕРђРџ Р Р¤ лиц, РЅРµ выполняющих требования лесного законодательства, невозможность возложения РЅР° пользователей лесных участков гражданско-правовых обязанностей, РІ том числе РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ, таких как ликвидация несанкционированных свалок ТБО РЅР° лесных землях, восстановление лесохозяйственных знаков, обеспечение иных средств защиты лесов.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Кузнецова А.Е. поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Вепрева О.Д., действующая по доверенности, требования прокурора не признала и пояснила, что на данный момент муниципальных лесов у Качканарского городского округа нет, поскольку документа, подтверждающего их наличие в муниципальной собственности, не имеется, а, значит, и предмета урегулирования, указанного в иске, нет. Ранее судебным решением на орган местного самоуправления была возложена обязанность установить границы муниципальных лесов, на данный момент решение не исполнено, более того, по нему предоставлена отсрочка до конца 2019г., поскольку необходимо решить вопрос по размерам площадей, занятых лесами.
Заслушав стороны, изучив представленные в дело документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18 июля 2011 года) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 1.1.)
В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи органы государственной власти местного самоуправления должны устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды и ставки платы за единицу объема древесины.
Подтверждается приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 01.10.2018г. № 795 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов Качканарского городского округа Свердловской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, что на территории Качканарского городского округа располагается лесопарк «Городские леса Качканарского городского округа» с кадастровым номером 66:48:0000000:22 площадью 3 645 га. (л.д.19-20).
Судом установлено и подтверждено административным ответчиком, что городские леса на государственный учет не поставлены.
В нарушение ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации административным ответчиком не разработаны и не приняты нормативно-правовые документы, регулирующие владение и пользование, распоряжение лесами, находящимися в муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков в целях аренды, ставки за единицу объема древесины.
Выявленные природоохранной прокуратурой нарушения лесного законодательства в деятельности администрации Качканарского городского округа в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривались, какими-либо доказательствами не опровергнуты.
При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что невыполнение администрацией Качканарского городского округа требований законодательства в области лесных отношений создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды населения г. Качканара, влечет за собой невозможность привлечения к ответственности правонарушителей, причастных к повреждению и уничтожению лесов, невозможность возложения на пользователей лесных участков гражданско-правовых обязанностей, в том числе ликвидации несанкционированных свалок, восстановления лесохозяйственных знаков и другие последствия.
Довод представителя административного ответчика о том, что на данный момент отсутствуют документы, подтверждающие наличие лесов в муниципальной собственности и поэтому нет предмета урегулирования по рассматриваемому делу, судом отклоняется, поскольку обязанность проведения лесоустроительных работ, в том числе оформление права собственности в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, лежит на административном ответчике и эта обязанность им не исполнена.
В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания действия (бездействия) незаконным орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное действие (бездействие) обязаны устранить допущенные нарушения в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по данному делу в суд, гражданину, в организацию, в отношении которых допущены нарушения или созданы препятствия.
Суд полагает определить срок для исполнения судебного решения до 31.12.2019г., поскольку требуемый прокурором срок 3 месяца после вступления решения в законную силу недостаточен для исполнения решения суда, указанные выше действия реально в такой срок не могут быть осуществлены, а при таких обстоятельствах решение суда утрачивает свойство исполнимости, что недопустимо.
Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
признать незаконным бездействие администрации Качканарского городского округа по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившиеся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок владения, использования, распоряжения муниципальными лесами, порядок расчета ущерба, причиненного муниципальным лесам, установления ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставок за единицу объема древесины
Возложить на администрацию Качканарского городского округа обязанность разработать и принять в срок до 31.12.2019г. включительно нормативные правовые акты, регламентирующие:
- порядок владения, использования, распоряжения муниципальными лесами,
- порядок расчета ущерба, причиненного лесным насаждениям в результате нарушений лесного законодательства,
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставок за единицу объема древесины и сообщить об исполнении судебного решения в суд в течение месяца со дня устранения нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Качканарского городского суда Т.А. Кукорцева