Решение по делу № 2-597/2019 от 03.09.2019

Дело № 2-597/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 07 » октября 2019 года гор. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Юдаевой Ю.В.,

при секретаре Храповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заедании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по иску Шаркова А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Сердобского района Пензенской области о признании лица, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Шарков А.А. обратился в Сердобский городской суд Пензенской области с иском о признании его лицом, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг путем внесения его в реестр лиц, которым предоставлены льготы по основаниям, предусмотренным законом Пензенской области № 715-ЗПО от 20.12.2004 «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории Пензенской области». В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он, как ветеран боевых действий в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах» пользуется мерой социальной поддержки и является получателем льгот, связанных с оплатой за содержание жилого помещения в виде ежемесячных денежных компенсаций в размере 50%. При этом он является ветераном военной службы и в соответствии со ст. 3 Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории Пензенской области» имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт в размере 50% от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку, как ветеран боевых действий, он не имеет права на данную меру социальной поддержки, то он обратился в УСЗН администрации Сердобского района с заявлением на предоставление ему указанной льготы, как ветерану военной службы. Однако, ответчик отказал ему в этом, так как получение разных мер социальной поддержки данным категориям льготников действующим законодательством не предусмотрено и он может воспользоваться только одной мерой социальной поддержки, либо как ветеран боевых действий, либо как ветеран военной службы. С данным ответом УСЗН истец не согласился и обратился в суд с настоящим иском.

Истец Шарков А.А. в судебном заседании настаивал на своих доводах, изложенных в исковом заявлении, указав на то, что действующее законодательство не содержит в себе прямого запрета на использование гражданином нескольких мер социальной поддержки. В связи с чем, он вправе воспользоваться всеми льготами, которые ему предоставлены законами как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы. При этом он понимает, что право на льготы, предусмотренные Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории Пензенской области» у него возникнет только при достижении им 60 лет, но считает, что уже сейчас он может быть признан лицом, имеющим право на указанные льготы с 25.11.2019.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Сердобского района Пензенской области Пищулина Е.А., действующая на основании доверенности от 16.09.2019, в судебном заседании не признала исковые требования Шаркова А.А., указав на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Пензенской области № 715-ЗПО от 20.12.2004 при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным настоящим законом, за исключением статей 4-2, 4-3 настоящего Закона, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина. Таким образом, после исполнения 60-ти лет Шаркову А.А. необходимо будет выбрать, по какому из оснований он будет дольше получать меры социальной поддержки как ветеран боевых действий или как ветеран военной службы. В настоящее время он не достиг возраста 60 лет, а потому не может быть признан лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, как ветеран военной службы. Получение разных мер социальной поддержки данным категориям льготников действующим законодательством не предусмотрено.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» определены категории граждан, на которые распространяется действие настоящего Закона.

Абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 названной статьи установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76).

Судом установлено, что заявитель с 22.12.2005 является пенсионером в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих. Истец, согласно удостоверению серии от 14.04.1988, является ветераном боевых действий. В 1998 году ему выдано удостоверение «Ветеран военной службы». Возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет) истец на момент обращения в УСЗН администрации Сердобского района и на момент обращения с иском в Сердобский городской суд не достиг, что подтверждается его паспортными данными.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

С 1 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со ст. 22 Закона «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, был принят Закон Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области».

В силу п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с 1 января 2005 г., меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» средства на реализацию настоящего Закона, в том числе расходы по доставке, предусматриваются в бюджете Пензенской области в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами Пензенской области и финансируются за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу о том, что региональный законодатель вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранов труда, а также определять порядок и условия предоставления таких мер, в том числе, возраст, по достижении которого указанная категория граждан вправе претендовать на их получение.

Обращаясь в суд с иском, Шарков А.А. настаивал на предоставлении ему, как гражданину, обладающему одновременно статусом ветерана боевых действий и ветерана военной службы, права на предоставление мер социальной поддержки как в соответствии с федеральным законодательством, так и на основании закона субъекта Российской Федерации. Однако в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). То есть, в настоящее время ФЗ «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Аналогичная норма содержится в ч.2 ст. 5 Закона Пензенской области № 715-ЗПО от 20.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», в которой указано на то, что при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением статей 4-2, 4-3 настоящего Закона, а также федеральными законами (за исключением Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральных законов от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов») и иными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина.

В системном толковании положения названных выше закона Пензенской области и федерального закона не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан. Следовательно, если гражданин не намерен отказываться от предусмотренных федеральным законом выплат, как ветерану боевых действий, то правовых оснований для получения мер социальной поддержки как Ветерану военной службы по условиям и нормам Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» у него не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шаркова А.А. не подлежат удовлетворению и он не может быть в настоящее время признан лицом, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Пензенской области № 715-ЗПО от 20.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» путем внесения его в соответствующий список льготников, как Ветерана военной службы, так как он не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет). Кроме этого, действующее законодательство не предусматривает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Руководствуясь требованиями ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шаркова А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Сердобского района Пензенской области о признании лица, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья Юдаева Ю.В.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2019 года.

Судья Юдаева Ю.В.

2-597/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарков Александр Александрович
Ответчики
Управление социальной защиты населения администрация Сердобского района Пензенской области
Суд
Сердобский городской суд Пензенской области
Судья
Юдаева Юлия Витальевна
Дело на странице суда
serdobinsky.pnz.sudrf.ru
03.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2019Подготовка дела (собеседование)
17.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2019Дело оформлено
11.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее