КОПИЯ
№ 3а-475/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Воейкова А.А.,
при секретаре – Кирдянове А.С.,
с участием прокурора – Ачимова А.В.,
представителей административного истца: избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» - Шулюкина В.Н., Пискуна Е.Е.,
представителя административного ответчика: избирательной комиссии по Рязанской области - Касаткиной Ю.В., Скобелева С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» к избирательной комиссии Рязанской области об оспаривании постановления избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года № 149/1611-6 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» по единому избирательному округу», руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
у с т а н о в и л:
Избирательное объединение Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» (далее «Партия Возрождения России») обратилось в суд с названным административным исковым заявлением.
В обоснование своих требований указало, что постановлением избирательной комиссии Рязанской области от 17 июля 2020 года № 141/1522-6 заверен список кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый «Партией Возрождения России».
Согласно постановлению Избирательной комиссии Рязанской области от 21 мая 2020 года № 128/1352-6 количество подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, необходимое для регистрации списка кандидатов, составляет 4541 подпись.
29 июля 2020 года избирательное объединение представило в Избирательную комиссию Рязанской области подписные листы, содержащие 4991 подпись.
7 августа 2020 года Избирательная комиссия Рязанской области отказала в регистрации списка кандидатов «Партии Возрождения России» на основании подпунктов «в.1» и «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее федеральный закон № 67-ФЗ) - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей (подпункт «в.1»), недостаточное количество достоверных подписей избирателей (подпункт «г»).
Административный истец считает, что у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания 464 подписей недействительными, поскольку рабочей группой проведена проверка представленных подписей с нарушением требований п.7 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ - отсутствуют ведомости проверки подписных листов в отношении 4991 подписи, а итоговый протокол не отражает факта о недостоверности 464 подписей.
Административный истец считает, что рабочей группой в установленном порядке не была проведена проверка 214 подписей, из которых 204 подписи необоснованно отнесены к числу недействительных (недостоверных) подписей. Так, не составлены ведомости проверки подписных листов и итоговый протокол по ним. Сведения Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области, Главного Управления записи актов гражданского состояния Рязанской области к таковым не относятся.
Административный истец указывает, что 180 подписей, в отношении которых проводилась проверка в ЭКЦ УМВД России по Рязанской области также нельзя признать недействительными, поскольку проводилась, как отразил эксперт в 2017 году, кроме того, эксперт исследовал записи в графе «Фамилия, имя, отчество», а в итоговом протоколе отражено нарушение подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 указанного Закона, что не отвечает предмету экспертного исследования.
По мнению истца, имеет место: неправомерное (двух кратное) отнесение к недействительным одних и тех же подписей по разным основаниям; несоответствие количества недействительных подписей в итоговом протоколе и ведомостях проверки подписных листов; нарушение требований пунктов 3.3 и 4.1 Постановления ЦИК России от 13.06.2012 №128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" регламентирующих требования к проведению проверок подписных листов, составлению ведомостей проверки и итогового протокола; другие нарушения.
По этим основаниям административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
Представители административного ответчика заявленные требования не признали и пояснили, что обжалуемое постановление является законным.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить в части, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Постановлением Рязанской областной Думы № 163-VIРОД от 10 июня 2020 года «О назначении выборов депутатов Рязанской областной Думы» назначены выборы депутатов Рязанской областной Думы седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.
Указанное постановление опубликовано в официальном печатном издании «Рязанские ведомости» 11 июня 2020 года.
Постановлением Избирательной комиссии Рязанской области от 17 июля 2020 года № 141/1522-6 заверен список кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России».
Количество подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, необходимое для регистрации списка кандидатов, составляет 4541 подпись (постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 21 мая 2020 года № 128/1352-6).
29 июля 2020 года избирательное объединение представило в Избирательную комиссию Рязанской области подписные листы, содержащие 4991 подпись, сброшюрованные в 10 папок.
7 августа 2020 года Избирательная комиссия Рязанской области отказала в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» на основании подпунктов «в.1» и «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Из итогового протокола проверки подписных листов от 5 августа 2020 года следует, что проверено 4777 подписей, выявлено 260 недостоверных (недействительных) подписей, 214 подписей находились на проверке в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области.
По заключению Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области от 5 августа 2020 года, в результате проверки сведений об избирателях, представленных в ведомости Избирательной комиссии установлено, что данные 185 избирателей не совпадают с данными УМВД России по Рязанской области.
Также по заключению Главного Управления записи актов гражданского состояния Рязанской области от 6 августа 2020 года, в результате проверки сведений, представленных в ведомости Избирательной комиссии установлено 19 умерших избирателей, чьи данные представлены в подписных листах.
Основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются: выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (подпункт «в.1» пункта 25 статьи 38 федерального закона № 67-ФЗ); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт «г» пункта 25 статьи 38 федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 37, подпункта «к» пункта 6.4 статьи 38 федерального закона № 67-ФЗ участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением данных положений, являются недействительными.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия правомерно признала недействительными 80 подписей избирателей в подписных листах, поскольку в сборе данных подписей принимала участие Сергеева Л.В. – член избирательной комиссии избирательного участка № 137 с правом решающего голоса.
Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Суд считает, что избирательная комиссия на основании заключения ЭКЦ УМВД России по Рязанской области по проверке подписных листов № 543 от 3 августа 2020 года пришла к правильному выводу о необходимости признания недействительными 180 подписей избирателей, поскольку в данных подписных листах фамилия, имя, отчество указаны избирателями не собственноручно.
В дате заключения №543 содержалась техническая ошибка (указан год – 2017, вместо 2020), которая была исправлена ЭКЦ УМВД России по Рязанской области.
Утверждение представителя истца о достоверности данных подписей, поскольку в итоговом протоколе от 5 августа 2020 года не указан в качестве нарушения подпункт «л» пункта 6.4 статьи 38 закона №67-ФЗ, а указан подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 закона №67-ФЗ, несостоятельно, так как согласно ведомостям проверки подписных листов установлено нарушение по подпункту «л», в связи был привлечен эксперт. Отражение в итоговом протоколе подпункта «е» вместо подпункта «л» является технической ошибкой, наличие этой ошибки было правильно принято во внимание избирательной комиссией при принятии решения об отказе в регистрации списка кандидатов.
Доводы административного истца о том, фамилия, имя и отчество избирателя в подписном листе может быть внесена собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей – необоснованны, поскольку в силу пункта 11 статьи 38 федерального закона № 67-ФЗ фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения в подписной лист избиратель ставит собственноручно.
В силу подпункта «б» пункта 6.4 ст.38 федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что избирательная комиссия сделала правильный вывод, отнеся к недействительным подписи 19 лиц, являющихся умершими. Данное обстоятельство подтверждается официальными сведениями Главного Управления ЗАГС Рязанской области № ЕВ/25-1270 от 06.08.2020.
На основании подпункта «в» пункта 6.4 ст.38 федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
Суд считает, что Избирательная комиссия правомерно признала недействительными подписи избирателей, указавших в подписных листах, сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается сведениями Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области № 30/3949 от 05.08.2020, внесенными в ведомость проверки подписных листов.
Избирательная комиссия в данной ведомости отразила недействительными 185 подписей избирателей. Однако, в судебном заседании нашло свое подтверждение необоснованное повторное включение 19 подписей избирателей являвшихся умершими и повторное включение еще 8 подписей, которые также признаны недействительными по подпункту «л» пункта 6.4 ст.38 федерального закона № 67-ФЗ. В данном случае на основании подпункта «в» пункта 6.4 ст.38 федерального закона № 67-ФЗ следовало признать недействительными 158 подписей избирателей (185-19-8=158). С допущенной ошибкой при подсчете подписных листов согласились в судебном заседании представители административного ответчика.
Суд считает, что данная ошибка повлекла за собой неправомерный вывод, изложенный в мотивировочной части оспариваемого постановления о необходимости отказа в регистрации на основании подпункта «г» пункта 25 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, поскольку требовалось предоставить 4541 подписей избирателей, а «Партия Возрождения России» представила 4554 подписи избирателей не признанных недостоверными избирательной комиссией при принятии ею оспариваемого решения.
В данной части следует признать оспариваемое решение незаконным.
В силу подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что «Партия Возрождения России» представила 4991 подпись избирателей, все они были отобраны для проверки, соответственно 5% от них составляет 239 подписей.
Избирательной комиссией правомерно признано недостоверными 437 (464-19-8) подписей избирателей (180 подписей избирателей по подпункту «л» п.6.4 ст.38 федерального закона №67-ФЗ, 158 подписей по подпункту «в» названной статьи, 19 подписей по подпункту «б» названной статьи, 80 подписей по подпункту «к» названной статьи), что превышает 239 подписей, поэтому избирательная комиссия правомерно отказала в регистрации списка кандидатов «Партии Возрождения России» на основании подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ.
Довод представителя административного истца о том, что заключение эксперта должно излагаться в ведомостях проверки, несостоятельно, поскольку в силу требований пункта 3 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ заключение эксперта может излагаться в письменной форме, как в ведомостях проверки, так и в самостоятельном документе.
Утверждение представителя административного истца о том, что проверка подписей избирателей не проведена, также несостоятельна и опровергается представленными в материалы дела ведомостями проверки подписных листов, итоговым протоколом, поступившими в избирательную комиссию письменными документами из УМВД России по Рязанской области, органов Загс, объяснениями сборщиков подписей и другими письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Ссылка представителя административного истца на отдельные недостатки при составлении ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола не говорит о незаконности отказа в регистрации списка партии, поскольку указанные недостатки не искажают действительный смысл выявленных избирательной комиссией нарушений.
В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого постановления избирательная комиссия пришла к неправильному выводу о наличии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В связи с чем, в данной части оно подлежит признанию незаконным.
Вместе с тем, в части наличия правовых оснований для отказа в регистрации списка кандидатов партии в силу подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 федерального закона №67-ФЗ оспариваемое постановление является законным. В этой части заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Избирательного объединения Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» к Избирательной комиссии Рязанской области об оспаривании постановления Избирательной комиссии Рязанской области от 7 августа 2020 года № 149/1611-6 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Рязанское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» по единому избирательному округу», удовлетворить в части.
Признать незаконным данное постановление в части выводов, содержащихся в его мотивировочной части, о наличии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия, через Рязанский областной суд.
Мотивированное решение суда составлено 28 августа 2020 года.
Судья-подпись А.А. Воейков
Копия верна.
Судья А.А. Воейков