Мотивированное решение составлено 02 ноября 2015 г.
Дело № 2-818/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги «28» октября 2015 г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Глухих Г.А.,
при секретаре Тепикиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-818/2015 по исковому заявлению прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кленовского сельского поселения о понуждении устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кленовского сельского поселения о понуждении устранить нарушения законодательства.
В основание иска указал, что на участке леса в квартале 66, выдел 10, урочище «Совхоз Кленовской», на площади 0,0036 га возведены самовольно постройки из дерева: дом-времянка с открытым пристроем, баня, туалет, веранда с крышей и обеденной зоной, для чего были вырублены и использованы сосны, растущие на указанном участке леса. Координаты расположения строения: №; №. Лица, являющиеся владельцами построек, не выявлены. Место правонарушения относится к землям лесного фонда Кленовского поселкового лесничества. По данному факту ММО МВД России «Нижнесергинский» отказано в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.260 Уголовного кодекса Российской Федекрации. Постройки представляют опасность для граждан, поскольку не безопасны для использования ввиду отсутствия надлежащим документов об их возведении в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и правилами пожарной безопасности, отсутствием разрешения на строительство. Постройки имеют самодельные печи, использование которых может привести к возгоранию, причинению вреда здоровью граждан и ущерба лесному фонду. С ДД.ММ.ГГГГ владелец построек не заявил о своем праве на них, не пытался признать право собственности или иным способом установить свои права на указанное имущество.
Просит суд обязать администрацию Кленовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ снести бесхозные самовольно возведенные деревянные постройки: дом-времянка, с открытым пристроем. баня, туалет, веранда с крышей и обеденной зоной, расположенные в лесном фонде на площади 0,0036 Га, в квартале 66, выдел 10, урочище «совхоз Кленовской», Кленовского участкового лесничества, координаты расположения строения: №; №.
Определением суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, О.
В судебном заседании старший помощник прокурора Нижнесергинского района Свердловской области М. исковые требования поддержал в заявленном объеме, по основаниям, изложенным в тексте иска, дополнительно пояснил, что согласно ответа Росреестра земельный участок, на котором имеются самовольно возведенные постройки относится к землям сельскохозяйственного назначения, расположен в границах Кленовского сельского поселения.
Представитель ответчика администрации Кленовского сельского поселения по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснил, что земельный участок находится в границах Кленовского сельского поселения, строениями, которые расположены на нем, пользуется О., документально постройки не оформлены. Представил отзыв аналогичного содержания (л.д. 55-58).
Представитель третьего лица ООО ОФ «Бурый медведь» А. в судебном заседании согласился с заявленными исковыми требованиями.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен, о причинах своей не явки суд не известил, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования просил удовлетворить.
Третье лицо О. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что указанные в иске постройки были возведены Сокотовым, имелось ли у него на то разрешение, он не знает, Сокотову ранее принадлежал и земельный участок, постройкам уже более 30 лет, Сокотов занимался охотой. В настоящее время постройками может воспользоваться любой, в том числе и рыбаки, сам он перечисленных прокурором построек не возводил, у построек нет фундамента, их можно переместить. Также указал, что хотел оформить разрешение на занятие пчеловодством на участке, где расположены постройки, однако, в выдаче разрешения ему отказали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, отказной материал КУСП 1897 от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 222 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, каждый из которых, а именно возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, создание строения без получения на это необходимых разрешений, возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самостоятельным и достаточным основанием для признания постройки самовольной.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что на участке леса в квартале 66, выдел 10, урочище «совхоз Кленовской», Кленовского участкового лесничества (координаты №; №), на площади 0,0036 га выявлены постройки из дерева без фундамента: дом-времянка с открытым пристроем, баня, туалет, веранда с крышей и обеденной зоной, две поленницы свежезаготовленных дров (береза), предположетельно срубленные возле осматриваемых строений, что следует из актов осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, №а от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14, 15-20) и протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), тем самым на территории ГКУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество», Кленовское участковое лесничество выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации: самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для устройства складов, возведения построек (строительства), и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
По данному факту MMO МВД РФ «Нижнесергинский» проведены проверки (л.д. 21-35), вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260, ч. 1 ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации, КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), КУСП № от 24.08.2015г. (л.д. 24).
В ходе проверок были опрошены жители с. Кленовское, которые пояснили, что указанные строения возведены около 30 лет назад охотниками Бисертского охотхозяйства, в настоящее время данные постройки используются рыбаками близлежащих населенных пунктов для ночлега и обогрева, в связи с давностью построек, установить лицо, занявшее земельный участок, не представилось.
Из сведений Нижнесергинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с документами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (по материалам вычисления площадей контуров земельных угодий по землепользованию совхоза «Кленовской», Нижнесергинского района Свердловской области от 1999 г. выполненных «УралНИИгипрозем), земельный участок, расположенный в квартале 66, выдел № Кленовского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнесергинское лесничество», урочище совхоз «Кленовской», учитывается в категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, земли фонда перераспределения «Кленовской», относятся к администрации Кленовского сельского поселения (л.д. 85).
Из пояснений третьего лица О. и представленных им документов также следует, что последнему не принадлежат выявленные постройки из дерева: дом-времянка с открытым пристроем, баня, туалет, веранда с крышей и обеденной зоной. По заявлению О. директором Департамента лесного хозяйства Свердловской области (л.д. 59), с разрешения главы администрации Кленовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок для пчеловодства в безвозмездное (срочное) пользование, расположенный на урочище совхоз «Кленовской» в квартале № выдела 10 площадью 9,4 га (л.д. 64-68) при согласовании с директором ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» (л.д. 65). Согласно справке администрации Кленовского сельского поселения в личном подсобном хозяйстве О., расположенном на урочище совхоз «Кленовской», содержатся пчелы в количестве 10 семей (л.д. 63).
Таким образом, собственник деревянных построек: дом-времянка, с открытым пристроем, баня, туалет, веранда с крышей и обеденной зоной, расположенных в лесном фонде на площади 0,0036 га, в квартале 66, выдел 10, урочище «совхоз Кленовской», Кленовского участкового лесничества, координаты расположения строения: №; №, не выявлен.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С момента обследования участка, с ДД.ММ.ГГГГ владелец выявленных построек не завил о своих правах на них, право собственности на них не пытался признать, или иным способом установить свои права. Данные постройки размещены на землях лесного фонда с использованием лесных ресурсов в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.ст. 19, 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе и осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Из вышеизложенного следует, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения, то есть независимо от формы собственности на землю и отнесения земельных участков к определенной категории земель, является исключительной компетенцией сельского поселения и ответственность по устранению допущенного нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на администрацию Кленовского сельского поселения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, исковые требования прокурора к администрации Кленовского сельского поселения являются обоснованными.
Однако суд считает необходимым установить срок исполнения требований в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина в доход местного бюджета с ответчика взыскана быть не может.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░-░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 0,0036 ░░, ░ ░░░░░░░░ 66, ░░░░░ 10, ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: №; №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>