Решение по делу № 2-532/2023 от 29.05.2023

Дело

(УИД 53RS0-62)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> « ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО13.,

с участием: представителя истца – прокурора ФИО7,

представителя ответчика ФИО8,

при помощнике судьи ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 <адрес>, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации ФИО3 муниципального района <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ФИО3 <адрес> ФИО14 действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав несовершеннолетнего ФИО2, 2013 года рождения, обратился в суд с иском к администрации ФИО3 муниципального района <адрес> о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб.

В обоснование иска указано, что 22.01.2022 в ГОБУЗ «<адрес>» несовершеннолетнему ФИО2 была оказана медицинская помощь в связи с укушенной раной в области нижней трети правого предплечья, причинённой бесхозяйной собакой. Проведённой ФИО4 по ФИО3 <адрес> проверкой установить владельца собаки не удалось. Проводимая ответчиком в рамках исполнения п.14 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ деятельность оказалась недостаточна, поскольку обязанность органа муниципального образования по принятию мер к отлову собак в должной мере не соблюдена. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей привело к тому, что несовершеннолетний ФИО2 получил телесные повреждения, испытал физическую боль и нравственные страдания.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 <адрес> ФИО7 исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала письменные пояснения (л.д.49-50), согласно которым ответчик при осуществлении своей деятельности по обращению с животными без владельцев действовал в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>», в 2022 году ФИО3 муниципальному району выделена субвенция в размере 58600 руб. на организацию отлова и содержание животных, которая была перечислена в полном объёме ООО «<данные изъяты>» в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. На 2022 год норматив численности безнадзорных животных, подлежащих отлову и временному содержанию, Комитетом ветеринарии <адрес> для ФИО3 муниципального района установлен в виде 4 голов. В структуре администрации деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства. За 2022 год указанным комитетом получено всего 7 заявлений граждан на отлов животных без владельцев, фактически было отловлено 4 собаки без владельцев, что соответствует нормативу, установленному Комитетом ветеринарии. От законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 заявление на отлов собаки без владельца не поступало.

3-и лица (ФИО5, ООО «<данные изъяты>», Комитет ветеринарии <адрес>) в судебное заседание не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, допросив свидетеля ФИО9, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришёл к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В силу п.2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 50 мин. в дежурную часть ФИО4 по ФИО3 <адрес> поступило сообщение от ФИО5, проживающей в <адрес> в с.ФИО3 <адрес>, о том, что на площадке во дворе их многоквартирного дома её сына ФИО2, 2013 года рождения, укусила неизвестная собака (л.д.67).

Из объяснений ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он друзьями гулял на детской площадке, туда прибежали агрессивно настроенные собаки, которых раньше мальчик не видел. Они окружили детей, вынудили их забраться на горку. Одна из собак тоже залезла на горку и схватила его за правую руку. Дети стали отмахиваться от собак ватрушкой (санками), но собака прокусила ватрушку, после чего он убежал домой и рассказал матери о случившемся, потом они с матерью поехали в больницу, где ему сделали укол (л.д.69).

ФИО4 по ФИО3 <адрес> ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ направил в администрацию ФИО3 муниципального района письмо, в котором сообщил о факте причинения неизвестной собакой вреда несовершеннолетнему ФИО2 и невозможности составления протокола о нарушении правил содержания домашних животных (л.д.75).

На основании п.14 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ к полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относится, в том числе, установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утверждёнными Правительством РФ методическими указаниями; организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно п.п. 3, 4 ст. 7 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ; органы государственной власти субъектов РФ вправе законодательным актом устанавливать порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определять перечень мероприятий при осуществлении такой деятельности.

В соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утверждённым постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев является Комитет ветеринарии <адрес>.

Согласно п.п.1-2 ст. 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> наделены на неопределённый срок отдельными государственными полномочиями при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно п.1 ст. 3 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют следующие права:

- получать от органов государственной власти <адрес> своевременное и полное обеспечение необходимыми финансовыми средствами для осуществления отдельных государственных полномочий;

- получать консультативную и методическую помощь от органов государственной власти <адрес> по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

- истребовать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отлов животных без владельцев, сведения и документы, являющиеся основанием для возмещения расходов на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев;

- использовать дополнительно собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

- принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

- заключать контракты (договоры) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отлов животных без владельцев.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии с п.1 ст. 29 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно п.п.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (глава IX «Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей»), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства РФ, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей. Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в том числе, регулирование численности безнадзорных животных. Согласно п.9.5 вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путём их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Довод ответчика об отлове животных без владельцев только по заявкам граждан суд считает необоснованным по следующим причинам. В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Пунктами 4.8, 4.9 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96, ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96, утверждённых Госсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ , Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Порядок отлова, содержания и использования этих животных устанавливает местная администрация.

ФИО2 был причинён вред в результате непринятия ответчиком надлежащих мер, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическую безопасность на территории района. Суд приходит к выводу о наличии вины ответчика, выразившейся в незаконном бездействии, связанном с неисполнением императивной обязанности по отлову и содержанию животных без владельцев.

Несмотря на получение письма ФИО4 по ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с изложением конкретных обстоятельств причинения вреда несовершеннолетнему и указанием возможного местонахождения собаки без владельца, никаких мер по отлову этой собаки ответчиком предпринято не было.

Более того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть именно в то период, когда был причинён вред ФИО2 собакой без владельца, ответчиком вообще не был заключён контракт с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по отлову и временному содержанию безнадзорных животных. Соответствующий контракт с ООО «<данные изъяты>» был заключён только ДД.ММ.ГГГГ, хотя необходимая субвенция от Комитета ветеринарии <адрес> была получена ответчиком в начале 2022 года.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя, а именно – непринятие никаких мер по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетнего ФИО2, непроведение должной проверки по поступившему из ФИО4 по ФИО3 <адрес> письму, своевременное незаключение в 2022 году контракта с коммерческой организацией на отлов животных без владельцев. К индивидуальным особенностям лица, которому причинён вред, суд относит детский возраст, в котором у ребёнка формируются основные принципы взаимоотношений с окружающей средой, в том числе объектами фауны, поэтому причинение физического вреда собакой без владельца может способствовать возникновению у ребёнка ситуационно-депрессивных состояний, глубокой психологической травмы, последствия которой могут негативно сказываться на психике и поведении человека в течение продолжительного периода времени, в том числе и во взрослой жизни.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает недостаточно адекватным требуемый прокурором размер компенсации морального вреда, однако в силу ч.3 ст. 196 ГК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, поэтому взыскивает с ответчика компенсацию морального вреда в размере, указанном в исковом заявлении, то есть 20000 руб.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт казны муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ФИО3 <адрес>, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации ФИО3 муниципального района <адрес> – удовлетворить.

Взыскать с администрации ФИО3 муниципального района <адрес> за счёт муниципальной казны ФИО3 муниципального района в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на лицевой счёт законного представителя несовершеннолетнего ребёнка ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. (двадцать тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд путём подачи апелляционной жалобы через <адрес> районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в окончательной форме составлено: ДД.ММ.ГГГГг.

Судья: ДФИО15

2-532/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокуратура Крестецкого района
Ответчики
Администрация Крестецкого муниципального района
Другие
Посредникова Любовь Алексеевна
ООО "Доктор Неболит"
Комитет ветеринарии Новгородской области
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Медведев Дмитрий Вадимович
Дело на странице суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2023Подготовка дела (собеседование)
15.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее