РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 августа 2020 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6, административного истца председателя УИК № ФИО3, представителя административного ответчика ФИО1 – адвоката ФИО4 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГг. и доверенности, заинтересованной стороны председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя участковой избирательной комиссии № ФИО3 к ФИО1 об отмене регистрации кандидата,
установил:
Председатель избирательной комиссии №<адрес> ФИО3, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата ФИО1, в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Каякентский» седьмого созыва <адрес> РД.
В судебном заседании ФИО3, пояснил, что решением участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Каякентский» седьмого созыва.
По сведениям ИЦ МВД по <адрес>, представленным в Избирательную комиссию Республики Дагестан по результатам проверки проведенной на наличие судимости выдвинутых кандидатов, ФИО1 Д.М., был осужден 11.11.2003г. Самарским гарнизонным военным судом по пункту «а» части 2 статьи 333 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.
Согласно части 1 статьи 15 УК РФ данное деяние отнесено к тяжким преступлениям.
При этом в своем заявлении о согласии баллотироваться ФИО1 Д.М., не в полном объеме указал сведения о наличии судимости, необходимость указания которых установлена пунктом 2.1 статьи 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).т.е. не указал номер и наименование статьи УК РФ.
На основании заявления ФИО1, которое не содержало сведений о его судимости организующая выборы участковая избирательная комиссия №, зарегистрировала его в качестве кандидата в депутаты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к”, "л” или "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, установленного подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона.
В свою очередь этот пункт (п. 2.1 ст. 33) Федерального закона устанавливает, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, выдвинутого лица о согласии баллотироваться, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Как было указано выше эти сведения кандидат ФИО1 Д.М., в своем заявлении не указал.
Данное обстоятельство является сокрытием кандидатом сведений о своей судимости и влечет отмену его регистрации в качестве кандидата.
Подпункт «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона также устанавливает в качестве условия отмены регистрации кандидата судом случай установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
На основании вышеизложенного, просит отменить регистрацию кандидата ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного решением участковой избирательной комиссии №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Каякентский» седьмого созыва.
Административный ответчик ФИО1 Д.М., надлежаще извещенный на судебное заседание не явился, направил своего представителя по ордеру и доверенности.
Представитель административного ответчика ФИО1- адвокат ФИО4, письменным возражением просил отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Д.М., дал согласие баллотироваться в депутаты муниципального образования «сельсовет Каякентский» <адрес> РД.
В своем заявлении, ФИО1 Д.М. указал сведения о погашении имевшегося судимости, а так же то, что является действующим депутатом Собрания депутатов Муниципального образования «сельсовет Каякентский» <адрес> РД.
ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии №<адрес> РД принято решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Каякентский»
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).
Аналогичное положение содержаться в пункте 2 статьи 78 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в РФ».
Пропуск административным истцом срока обращения в суд соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми решение о регистрации кандидата принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении десяти дней.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 4 статьи 240 КАС РФ, необходимо отказать в удовлетворении административных исковых требований председателя участковой избирательной комиссии №<адрес> ФИО3, об отмене решения избирательной комиссии №-<адрес> о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Каякентский» без исследования иных обстоятельств дела.
Председатель территориальной избирательной комиссии <адрес> РД ФИО5, просил требования удовлетворить полностью, т.к. они основаны на законе, укрытие судимости или его погашение, является бесспорным основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты МО «сельсовет Каякентский» <адрес> РД.
Прокурор ФИО6, усматривая нарушения закона, просил принять по делу законное решение и удовлетворить заявленные требования.
Суд, исследовав в подлинниках материалы административного дела, выслушав объяснение сторон, а также мнение прокурора, считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:
Материалами дела установлено, что решением участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Каякентский» седьмого созыва, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
МВД по РД в адрес избирательной комиссии РД направлены сведения, имеющиеся в Информационном центре МВД по РД о судимости в отношении кандидатов. ФИО1 Д.М., был осужден 11.11.2003г. Самарским гарнизонным военным судом по пункту «а» части 2 статьи 333 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.
Согласно части 1 статьи 15 УК РФ данное деяние отнесено к тяжким преступлениям.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N450-О "По жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Действующим избирательным законодательством обязанность сообщить сведения о судимости возложена непосредственно на кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости.
Согласно подпункту "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что ФИО1 Д.М., был осужден 11.11.2003г. Самарским гарнизонным военным судом по пункту «а» части 2 статьи 333 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.
Судом достоверно установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Каякентский»» седьмого созыва, поданном в избирательную комиссию № МО «Сельсовет Каякентский», сведения о судимости по части 4 статьи 337 Уголовного кодекса Российской Федерации ФИО1 Д.М., указаны не были, указано погашение судимости 11.11.2005г., о чем представитель ответчика подтвердил в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о сокрытии ФИО1 сведений о судимости. О необходимости указания этих сведений изложено в примечании к бланку заявления в избирательную комиссию.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что кандидатом ФИО1, в заявлении о согласии баллотироваться не указаны в установленном порядке сведения о судимости, даты погашения судимости, и наименование статьи УК РФ и впоследствии эти сведения не уточнены в порядке предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В силу ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.6 ст. 76 67-ФЗ РФ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии.
Ввиду того, что на дату принятия решения о регистрации кандидата ФИО1, у избирательной комиссии отсутствовали сведения о наличии у него судимости, указанные сведения получены только после его регистрации, то в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ указанные сведения относятся к вновь открывшимся обстоятельствам, являющимся основанием к отмене регистрации кандидата.
Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).
Доводы представителя административного ответчика ФИО1 – адвоката ФИО4 о пропуске срока подачи административного иска со ссылкой на требование ст.240 ч.4 КАС РФ, не соответствует действительности по следующим основаниям:
Как следует из содержания административного искового заявления, Избирательной комиссией требование об отмене регистрации кандидата заявлено на основании пункта «а» части 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, которое в силу части 5 статьи 240 КАС РФ, пункта 5 статьи 78 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.
Ввиду того, что на дату принятия решения о регистрации кандидата ФИО1 у участковой избирательной комиссии отсутствовали сведения о наличии у него судимости, указанные сведения получены только после его регистрации, то в соответствии с пунктом 7 статьи 76 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ указанные сведения относится ко вновь открывшимся обстоятельствам, являющимся основанием к отмене регистрации кандидата.
На основании изложенного, административный иск председателя участковой избирательной комиссии № <адрес> ФИО3 к ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 244, 298 КАС РФ суд,
решил:
Административные исковые заявление председателя участковой избирательной комиссии №<адрес> ФИО3, об отмене регистрации кандидата ФИО1 зарегистрированного решением участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты на выборах депутатов собрания депутатов Муниципального образования «сельсовет Каякентсмкий» седьмого созыва удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного решением участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов Муниципального образования «сельсовет Каякентский» седьмого созыва.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.М.Гаджимурадов