УИД 63RS0018-01-2023-000342-51
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-47/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
18 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Никоновой О.И., Туляковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анашкина О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-913/2023 по иску Анашкина О.А. к Управлению по г.о. Новокуйбышевск Государственного казенного управления Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Поволжского округа» о признании права на получение мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Анашкин О.А. обратился в суд с иском к Управлению по г.о. Новокуйбышевск Государственного казенного управления Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Поволжского округа» о признании права на получение мер социальной поддержки, указав, что 25 октября 2022 года ему присвоено звание «Ветеран труда» и выдано удостоверение.
Считает, что имеет право, как ветеран труда на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169- ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
1 декабря 2022 года он подал в Управление по г.о. Новокуйбышевск ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Поволжского округа» заявление о назначении ему мер социальной поддержки.
Решением ответчика от 7 декабря 2022 года № отказано в назначении ему мер социальной поддержки, в связи с недостижением возраста 60 лет.
С указанным решением истец не согласен, на основании изложенного просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», обязать ответчика назначить ему компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) с момента подачи заявления, а именно с 1 декабря 2022 года, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 мая 2023 года исковые требования Анашкина О.А. к Управлению по г.о. Новокуйбышевск ГКУ СО «ГУСЗН Поволжского округа» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворены.
За Анашкиным О.А. признано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД (редакция от 23 декабря 2022 года) «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
На Управление по г.о. Новокуйбышевск ГКУ СО «ГУСЗН Поволжского округа» возложена обязанность назначить Анашкину О.А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента подачи заявления с 1 декабря 2022 года.
С Управления по г.о. Новокуйбышевск ГКУ СО «ГУСЗН Поволжского округа» в пользу Анашкина О.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 мая 2023 года отменено. В удовлетворении исковых требований Анашкина О.А. к Управлению по г.о. Новокуйбышевск Государственного казенного управления Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Поволжского округа» о признании права на получение мер социальной поддержки отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит суд отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования, взыскать судебные расходы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 10, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 12 января1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе.
Согласно статье 9 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также ветеранам труда из числа лиц, достигших в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2027 года возраста 60 лет и более (мужчины), 55 лет и более (женщины), пенсия которым не установлена, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Самарской области;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Самарской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
В Самарской области механизм и условия предоставления отдельным категориям жителей Самарской области, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) предусмотрен постановлением Правительства Самарской области от 12 января 2017 года № 7.
Данным постановлением утверждены: Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным гражданам и Порядок компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 19 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным гражданам основаниями для отказа в назначении компенсации ЖКУ являются, в том числе, несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением компенсации ЖКУ, категориям граждан, указанным в пункте 2 статьи 1 Закона № 143-ГД, статье 1 Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», части 1 статьи 22.1 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», пункте 1 статьи 2 Закона Самарской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Самарской области» (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 16 ноября 2017 года № 739).
В соответствии с пунктом 20 Порядка компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категориям граждан, основаниями для отказа в назначении компенсации за капитальный ремонт являются, в том числе, несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением компенсации за капитальный ремонт, категориям граждан, указанным в пункте 2 статьи 1 Закона № 143-ГД, статье 1 Закона № 169-ГД, части 1 статьи 22.1 Закона № 122-ГД, пункте 1 статьи 2 Закона № 87-ГД (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 16 июня 2022 года № 441).
Организацию предоставления ежемесячной социальной выплаты на территории Самарской области осуществляют Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения по месту жительства гражданина. Уполномоченные учреждения, в том числе обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной социальной выплаты.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Анашкин О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает в <адрес>.
Истцу Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области 25 октября 2022 года выдано удостоверение «Ветеран труда» №.
В удостоверении указано, что предъявитель имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах».
Решением руководителя Управления по г.о. Новокуйбышевск ГКУ СО «ГУСЗН Поволжского округа» от 7 декабря 2022 года № на основании постановления Правительства Самарской области от 12 января 2017 года № 7 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» отказано Анашкину О.А. в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирном доме). Причина отказа в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ((компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме): несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением компенсации ЖКУ и компенсации за капитальный ремонт, категориям граждан, указанным в статье 1 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (пункт 19 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 12 января 2017 года № 7).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Анашкин О.А. имеет звание «Ветеран труда».
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что ответчик правильно отказал своим решением от 7 декабря 2022 года № в назначении Анашкину О.А. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме). Причина отказа в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), поскольку в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года № 169-ГД ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы, установленные в настоящей статье, предоставляется по достижении возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин. Анашкин О.А. получает пенсию по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, и право на льготы, на которые он претендует, у него возникнет по достижении возраста 60 лет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы такие нарушения судов апелляционной инстанции не допущены.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что его право на меры социальной поддержки закреплено в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а региональное законодательство определяет конкретный перечень данных мер, основаны на ошибочном толковании норм права и подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, и не могут служить основанием для отмены принятого по делу определения.
Доводы кассационной жалобы о назначении ему пенсии не относятся к существу спора в связи чем не могут являться предметом кассационного рассмотрения.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Анашкина О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
О.А.Тулякова