Решение по делу № 7р-530/2021 от 18.10.2021

                                            7р-530

РЕШЕНИЕ

26 октября 2021 г. город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» Конева М.С. на решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 г.,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе № от 23 июля 2021 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 г. указанное постановление изменено, из описательно мотивировочной части исключено указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность – наличие постановления о назначении административного наказания от 19 ноября 2020г. № и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 (Сто десять тысяч) рублей.

Законный представитель ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» Конев М.С. в жалобе прости отменить указанные акты, как незаконные.

В судебном заседании защитник ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» Кипков А.В. доводы жалобы поддержал.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Пунктом 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть четвертая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров), предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем (пункты 1, 8 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров).

В пункте 20 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, указано, что периодические медицинские осмотры проходят, в том числе, работники занятые на работах в медицинских организациях и детских учреждениях.

Перечень факторов и работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, требования к их периодичности и объему, указан в приложении к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Пунктом 27 указанного перечня работы в медицинских организациях отнесены к числу работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Указанными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем, и не реже одного раза в 5 лет (п. 3, п. 5 Правил № 695).

В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», обязательному психиатрическому освидетельствованию с периодичностью не реже одного раза в пять лет подлежат медицинские работники хирургических стационаров, родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологи новорожденных, недоношенных.

Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (статьи 76 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в период с 05 апреля по 30 апреля 2021 г. на основании распоряжения руководителя от 01 апреля 2021 г. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ».

В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ работники К. Л.А., Ф. Н.Н., К. Т.В., Б. Л.В. допускались к работе 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13,01.2020, 23.01.2020, 04.02.2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020, 27.07.2020, 14.08.2020, 20.08.2020, 01.09.2020, 28.09.2020, 05.10.2020, 19.10.2020, 17.11.2020, 30.11.2020, 07.12.2020, 27.12,2020, 11.01.2020, 21.01.2021, 03.02.2021, 11.02.2021, 16.02.2021, 26.02.2021, 01.03.2021, 11.03.2021, а также в другие дни без прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров.

Кроме того, в нарушение требований статей 76, 212, 213 ТК РФ, постановлений Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 и от 28 апреля 1993 г. № 377 ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» допустило к работе врача-педиатра К. Л.А., которая при трудоустройстве в ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» 2 мая 2012 года психиатрического освидетельствования не проходила, а также не проходила такого освидетельствования на протяжении выполнения трудовой деятельности. При этом была допущена к исполнению трудовых обязанностей 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13.01.2020, 23.01.2020, 04.02,2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020, 27.07.2020, 14.08.2020, 20.08.2020, 01.09.2020, 28.09.2020, 05.10.2020, 19.10.2020, 17.11.2020, 30.11.2020, 07.12.2020, 27.12.2020, 11.01.2021, 21.01.2021, 03.02.2021, 11.02.2021, 16.02.2021, 26.02.2021, 01.03.2021, 11.03.2021 и другие дни.

При этом указанные даты указаны должностным лицом как даты совершения правонарушения.

Выявленные нарушения законодательства послужили основанием для привлечения ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» государственных нормативных требований трудового законодательства, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, с таким решением согласиться нельзя в части.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, составляет один год.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Соответственно, годичный срок давности привлечения ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» к административной ответственности за допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, по событиям, имевшим место до 23 июля 2020 года на дату вынесения постановления по делу 23 июля 2021 года истек.

В нарушение указанных норм 23 июля 2021 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, государственный инспектор труда вменил Учреждению указанные нарушения, а именно допуск без прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работников К. Л.А., Ф. Н.Н., К. Т.В., Б. Л.В. к работе 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13,01.2020, 23.01.2020, 04.02.2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020, а также допуск без прохождения психиатрического освидетельствования к работе К. Л.А. 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13.01.2020, 23.01.2020, 04.02,2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020.

После истечения срока давности привлечения к административной ответственности, вопрос о виновности ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» в нарушение требований трудового законодательства за указанный период обсуждаться не может.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судебной инстанции о наличии в действиях ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» в указанной части объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя, они подлежат исключению из постановления должностного лица и судебного акта, вынесенных в отношении данного юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении.

В остальной части нарушений фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено тем же должностным лицом, которое составило протокол об административном правонарушении, не могут повлечь отмену постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 статьи 23.12 КоАП РФ, наделены, в том числе, главные государственные инспекторы труда (пункт 5 части 2 данной статьи).

Таким образом, протокол об административном правонарушении и постановление по делу вынесены правомочным должностным лицом. При этом положения КоАП РФ не содержат запрета на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, копия протокола направлена в адрес ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ». Постановление о назначении административного наказания вынесено в присутствии защитника Учреждения Клыкова А.В., копия постановления вручена в день вынесения постановления.

Устранение выявленных нарушений, на что ссылается законный представитель юридического лица в жалобе, не является обстоятельством, исключающим вину ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» в совершении вмененного правонарушения.

Напротив, подтверждает, что Учреждение, имело возможность, но не приняло меры по своевременному устранению выявленных нарушений.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

Из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств отсутствует.

Совершение административного правонарушения впервые, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не являются безусловным основанием для применения административного наказания в виде предупреждения.

Оказание ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» социально-значимых услуг не освобождает юридическое лицо от обязанности соблюдать трудовое законодательство, тем более что нарушение государственных требований по охране труда, связанных с не прохождением в установленном порядке обязательных медицинских (предварительных, периодических) осмотров и психиатрического освидетельствования, может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Угроза причинения вреда жизни и здоровью людей отнесена частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.

Однако учитывая изложенное, имеются основания для изменения постановления в части, назначенного юридическому лицу наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении наказания следует учесть, что сложное финансовое положение юридического лица, являющегося государственной организацией и финансируемой из средств бюджета, устранение выявленного правонарушения.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также, то, что ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» является бюджетной организацией, назначенное данной организации административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление подлежит изменению путем снижения назначенного ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Виноградовская центральная районная больница» Конева М.С. удовлетворить частично.

постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе № от 23 июля 2021 г. и решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 г. изменить: исключить из них указание на нарушения, выразившиеся в допуске работников К. Л.А., Ф. Н.Н., К. Т.В., Б. Л.В. к работе 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13,01.2020, 23.01.2020, 04.02.2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020, без прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров; а также выразившиеся в допуске без прохождения психиатрического освидетельствования к работе врача-педиатра К. Л.А. 12.01.2012, 01.09.2016, 12.01.2017, 13.01.2020, 23.01.2020, 04.02,2020, 02.03.2020, 30.03.2020, 06.04.2020, 29.04.2020, 18.05.2020, 09.06.2020, 25.06.2020, 01.07.2020; снизить размер назначенного ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» административного наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.

В остальной части постановление должностного лица и решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 г. оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ АО «Виноградовская центральная районная больница» Конева М.С. – без удовлетворения.

Судья                              А.В. Витязев

7р-530/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ГБУЗ АО Виноградовская ЦРБ
Другие
Конев М.С.
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Витязев Александр Владимирович
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
18.10.2021Материалы переданы в производство судье
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее