Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0049-01-2022-010528-49
дело № 2-5736/2022
№ 33-5465/2023
Учет № 093 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Нигматзяновой А.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 декабря 2022 года, которым постановлено:
заявление прокурора Советского района города Казани в интересах Петуховой Фираи Рахимовны к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о возложении обязанности произвести начисление и выплатить субсидию-льготу удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» произвести начисление и выплатить Петуховой Фирае Рахимовне субсидию-льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2019 года по май 2021 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика государственного казённого учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) – Ключниковой М.В., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения материального истца Петуховой Ф.Р., представителя процессуального истца Юнусовой Д.А., полагавших принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района города Казани в интересах Петуховой Ф.Р. обратился в суд с заявлением к государственному казённому учреждению (далее ГКУ) «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о возложении обязанности произвести начисление и выплатить субсидию-льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В обоснование иска указал, что в связи с обращением Петуховой Ф.Р. прокуратурой Советского района города Казани проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере предоставления ей субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
По результатам проверки установлено, что Петухова Ф.Р. с 23 марта 2011 года постоянно проживает по адресу: <адрес> на основании договоров краткосрочного найма, является получателем страховой пенсии по старости, относится к категории малоимущих лиц, имеющих право на получение субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
9 апреля 2018 года между Петуховой Ф.Р. и исполнительным комитетом муниципального образования города Казани заключен договор краткосрочного найма в отношении вышеуказанного жилого помещения сроком на один год.
8 апреля 2019 года Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани направил в адрес Петуховой Ф.Р. соглашение о расторжении договора краткосрочного найма.
В последующем исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в суд с иском к Петуховой Ф.Р. о расторжении договора краткосрочного найма от 9 апреля 2018 года, признании её утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселении из этого жилого помещения, обосновывая свою правовую позицию тем, что срок действия договора краткосрочного найма от 9 апреля 2018 года истёк.
Решением Советского районного суда города Казани от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 октября 2019 года исковые требования исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Петуховой Ф.Р. о расторжении договора найма, признании утратившей права пользования жилым помещением, выселении удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 марта 2020 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Советского районного суда года Казани от 9 июля 2020 года по делу № 2-3553/2019 в удовлетворении исковых требований исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Петуховой Ф.Р. о расторжении договора найма, признании утратившей права пользования жилым помещением, выселении отказано.
Указанным решением установлено, что договор краткосрочного найма от 9 апреля 2018 года № 6-162/18 в отношении квартиры по адресу: <адрес> считается продленным на тех же условиях на тот же срок.
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.
23 мая 2022 года исполнительный комитет муниципального образования города Казани заключил с Петуховой Ф.Р. новый договор краткосрочного найма в отношении квартиры адресу: <адрес> сроком на один год.
С мая 2019 года по май 2021 года выплата Петуховой Ф.Р. субсидии -льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг не осуществлялась в связи с отсутствием у неё регистрации по месту жительства.
Ссылаясь на то, что отсутствие у Петуховой Ф.Р. регистрации в указанный период было связано с незаконным отказом исполнительного комитета муниципального образования города. Казани в заключении (продлении) договора краткосрочного найма на новый срок, процессуальный истец просил произвести начисление и выплатить Петуховой Ф.Р. субсидию-льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2019 года по май 2021 года.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Советского района города Казани заявление поддержал.
Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебном заседании заявление не признала.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого по делу решения как незаконного и необоснованного, при этом приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, при этом пояснила, что субсидия как инвалиду Петуховой Ф.Р. предоставлялась до определенного момента, пока с ней был заключен договор социального найма. Выплата субсидии прекратилась после того, как у истца истекла регистрация по месту жительства. Формально истец не имела регистрации и, следовательно, субсидия ей не могла быть предоставлена. При принятии решения об отказе в выплате субсидии центр руководствовался соответствующим Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Представитель процессуального истца в суде апелляционной инстанции просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая принятое по делу решение законным и обоснованным, полагала, что субсидию Петухова Ф.Р. не смогла получить не по своей вине.
Материальный истец просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Петухова Ф.Р., 1948 года рождения, является инвалидом III группы, инвалидность установлена 8 августа 2018 г. бессрочно. Это подтверждается справкой серии МСЭ-2105 № 1214889.
Распоряжением главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 21 июня 2011 года № 823р Петухова Ф.Р. признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 48).
То обстоятельство, что Петухова Ф.Р. относится к категории лиц, имеющих право на получение субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ответчиком не оспаривалось.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истец имела право на оказание мер социальной поддержки в спорные периоды.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу положений пункта 1.5. постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2014 года за № 635 государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением управления (отдела) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) (далее - территориальный орган социальной защиты) по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно письму председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан от 12 сентября 2019 г., адресованного Петуховой Ф.Р с мая 2019 года выплата субсидии-льготы прекращена в связи с истечением срока регистрации по месту временного пребывания (л.д. 29).
Из материалов дела видно, что письмом Отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе города Казани от 11 июня 2019 года, истцу разъяснено, что испрашиваемые Петуховой Ф.Р. меры социальной поддержки не предоставлялись ей ввиду отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания (л.д. 70-71).
Как правильно указал суд первой инстанции, единственным основанием для отказа в выплате субсидии льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг указывали отсутствие у неё регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что временное отсутствие у Петуховой Ф.Р. регистрации по месту жительства обусловлено не действиями (бездействием) самой Петуховой Ф.Р., а действиями исполнительного комитета муниципального образования города Казани отказом в заключении (продлении) с ней договора краткосрочного найма на новый срок, незаконность которого установлена вступившими в законную силу судебными актами.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 декабря 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 20 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи: