Судья: Гороховик О.В. гр. дело № 33-1217/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 февраля 2015 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ермаковой Е.И.,
судей Набок Л.А., Шилова А.Е.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
при секретаре Яворской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента благоустройства и экологии городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 01 декабря 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары
удовлетворить.
Обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г. о. Самара принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной по адресу: <адрес>)».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кировского района гор. Самары обратился в суд к Администрации г. о. Самары, Департаменту благоустройства и экологии администрации г. о. Самара о возложении обязанности устранить нарушение законодательства.
В обоснование исковых требований указал на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требования законодательства в обращении с отходами производства и потребления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнений, прокурор просит обязать администрацию г. о. Самары, Департамент благоустройства и экологии Администрации г. о. Самары, администрацию Кировского района г. Самары незамедлительно принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной по адресу: <адрес>
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самары просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем земельного участка по адресу: <адрес> является Самарская область, следовательно, обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку земельного участка обязана Самарская область.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самары Марсажанова Н.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Представитель Администрации городского округа Самары Абрамов А.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Администрации Кировского района городского округа Самары Громова К.Б. также поддержала доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Статьёй 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа Самара, утвержденными постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года М~404 (далее - Правила благоустройства) под несанкционированной свалкой мусора понимается самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, отходов производства и потребления, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц.
Согласно Правил благоустройства физические лица и юридические лица всех
организационно- правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа Самара. Физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку при надлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 10 указанного раздела Правил благоустройства закреплено,
что благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими,
физическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
неиспользуемых и неосваиваемых длительное время, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице территориальных органов Администрации городского округа Самара и отраслевого [функционального] органа - Департамента благоустройства и экологии администрации г. о. Самары в' соответствии с компетенцией.
В соответствии с Положением «О Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденным решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № указанный орган является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройатва и экологии, наружной рекламы:
Основными задачами Департамента являются, в том числе, формирование активной политики природосбережения на территории городского округа Самара, направленной на снижение выбросов, сбросов загрязняющих веществ и объемов размещения отходов в окружающей среде; обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара; обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в границах городского округа Самара.
Пунктом 3.28 Положения «О Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденным решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено участие указанного органа власти в организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.'
Из материалов дела видно, что прокурорской проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что территория площадью не менее 900 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>), представляющая собой несанкционированную свалку, обильно загрязнена бытовыми отходами и строительным мусором, что крайне негативно влияет на окружающую среду.
Указанные обстоятельства подтверждаются также фотоматериалами, письмами администрации Кировского района г. Самары и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Разрешая и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции придя к правильному выводу о том, что указанные нарушения законодательства создают опасные условия для жизнедеятельности человека, и, учитывая, что согласно Уставу г. о. Самары, Положению о Департаменте благоустройства и экологии обязанность по устранению нарушений требований законодательства в области обращения с отходами возложена на Департамент благоустройства и экологии, обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в части возложения на Департамент экологии и благоустройства Администрации городского округа Самара обязанность по принятию мер, направленных на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной по адресу: <адрес>
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку земельного участка обязана Самарская область не могут быть учтены ввиду следующего.
Согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 2006 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанность по обеспечению своевременной и качественной очистки и уборки земельного участка по адресу: <адрес>) в силу приведённых норм возложена на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на нормах материального и процессуального права, не опровергают выводы суда, поэтому не могут служить основанием к отмене правильного решения суда.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента благоустройства и экологии городского округа Самара, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи