Дело № 2-564/2017 02 августа 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Залоговой А.П.
при секретаре Мамошиной М.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Плесецк 02 августа 2017 года гражданское дело по иску Попова Виктора Федоровича к администрации муниципального образования «Оксовское» о взыскании денежных средств за проведение капитального ремонта жилого дома
установил:
Попов Виктор Федорович обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Оксовское» о взыскании денежных средств за проведение капитального ремонта жилого дома. Требования мотивирует тем, что с июня 1976 года он проживает по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. По результатам обследования <адрес> в <адрес>, 1959 года постройки, комиссией 01 июля 2001 года было признано необходимым проведение капительного ремонта жилого дома, износ дома составил 67%. До 2015 года администрация МО «Оксовское» мер по проведению капительного ремонта дома не предпринимала, ссылаясь на отсутствие финансирования. В 2015 году между ним и администрацией была достигнута договоренность о проведение капитального ремонта дома, стоимость которого составила 150000 руб. Администрация предоставила материалы для проведения ремонта, а он оплатил частному лицу 150000 рублей за производство работ, в частности замену нижних венцов дома, деревянных свай, перебор полов, ремонт печи, крыльца, замену окон, с последующим возмещением указанной суммы администрацией МО «Оксовское» в течение двух лет. До настоящего времени администрация свои обязательства не выполнила, затраты на капительный ремонт дома не возмещены. Поэтому просит взыскать с ответчика, как собственника жилого помещения расходы на проведение капительного ремонта дома в сумме 150000 руб.
Истец Попов В.Ф. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома администрации МО «Оксовское» было известно, его и собственника <адрес> приглашали в администрацию по вопросу финансирования проведения капитального ремонта. В июне 2015 года было достигнуто соглашение, что администрация закупает необходимые для капитального ремонта строительные материалы, выполнять работы по проведению капитального ремонта будет ИП ФИО6 с бригадой. Он - Попов В.Ф. оплатит ИП ФИО6 стоимость работ по капитальному ремонту части жилого дома в размере 150000 рублей, а администрация в течение двух лет возместит ему затраты на капитальный ремонт. Собственники <адрес> самостоятельно будут участвовать в проведении капитального ремонта части жилого дома, которая непосредственно относится к их квартире. Все работы по капитальному ремонту бригада ИП ФИО6 выполнила, он заплатил за капитальный ремонт части жилого дома 150000 рублей, а администрации по истечении оговоренного срока денежные средства за капитальный ремонт не вернула.
Представитель ответчика администрации МО «Оксовское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, с иском не согласны, поскольку никаких смет и актов по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> не составлялось.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии. Указала, что исковые требования супруга Попова В.Ф. о взыскании расходов на капитальный ремонт жилого посещения в размере 150000 рублей поддерживает, деньги потрачены из семейного бюджета, просит их взыскать в пользу Попова В.Ф.
Представитель третьего лица администрации МО «Плесецкий район» Пучкова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями была не согласна. Пояснила, что полномочия в отношении муниципального жилья на территории МО «Оксовское» переданы администрации МО «Плесецкий район» с 01 января 2017 года, до указанного времени администрация МО «Оксовское» самостоятельно осуществляла полномочия в отношении муниципального жилого фонда. Несмотря на то, что капитальный ремонт жилого дома по адресу: <адрес> <данные изъяты> произведен, однако какие конкретно выполнены работы, не установлено, акт приемки дома после капитального ремонта не составлялся, работы по замене окон не относятся к работам по капитальному ремонту. При обследовании жилого помещения по адресу: <адрес> июле 2017 года оно признано пригодным для проживания.
Представитель третьего лица НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствии. В представленном отзыве указали, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. Обязанность по проведению капитального ремонта, предусмотренная п.3 ч.2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ возложена на собственника - МО «Оксовское».
Представитель третьего лица ООО «Жил-Комфорт» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В предварительном судебном заседании представитель ФИО8 пояснила, что на основании договора управления многоквартирными домами на территории МО «Оксовское» № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жил-Комфорт» осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Договором предусмотрено проведение текущего ремонта, обязанности по проведению капитального ремонта несет собственник жилого помещения МО «Оксовское».
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, своего отношения к заявленным требованиям не высказала.
Выслушав истца, представителей третьего лица, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с Областным законом от 05.12.2007 N 455-22-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Плесецкий муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Оксовское», «Пуксоозерское», «Североонежское» <адрес>», муниципальное образование «Оксовское» является собственником многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, за исключением <адрес>.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: <адрес> является двухквартирным жилым домом, <адрес> находится в собственности муниципального образования «Оксовское», собственником <адрес> является ФИО2.
Из поквартирной карточки следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы : ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, её супруг Попов Виктор Федорович с ДД.ММ.ГГГГ, их сын ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Оксовское» в лице главы ФИО9 и ФИО3 заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда, в соответствии с условиями которого, наймодатель МО «Оксовское» передает нанимателю ФИО3 в бессрочное владение и пользование изолированное помещение муниципального жилищного фонда общей площадью 59,3 кв.м. по адресу: <адрес>. Семья нанимателя состоит из трех человек: наниматель ФИО3, члены семьи – супруг Попов В.Ф., сын ФИО4
В силу положений части 1, 2 статьи 69 Жилищного кодекса РФ, Попов Виктор Федорович является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и имеет равные с нанимателем права и обязанности.
Пунктом 2.2.1 договора социального найма от 17 июня 2014 года, заключенного между администрацией МО «Оксовское» и нанимателем жилого помещения по адресу: п. Оксовский, ул. Левачева д. 15 кв. 1, предусмотрено, что наймодатель должен выполнять обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, федеральными законами, Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 681 Гражданского кодекса РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 676 Гражданского кодекса РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Из копии технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес> следует, что указанный жилой дом двухквартирный, 1959 года постройки, имеет один этаж, общая площадь жилого <адрес>, 5 кв.м., жилая площадь 88,8 кв.м., жилая площадь каждой <адрес>,4 кв.м. Фундамент дома деревянный, стены и перегородки дощатые, чердачные перекрытия деревянные, крыша – кровля шиферная, обрешетка деревянная.
Из акта обследования многоквартирного жилого дома от 01 июля 2001 года, составленного комиссией Оксовской поселковой администрации, следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, 1959 года постройки капитальный ремонт не проводился, износ конструкций составляет : фундамент – деревянные стулья осадка отдельных участков (износ по оценке БТИ на 1995 год составляет 70 %), стены – брусчатые – гниль, трещины износ 70%, перекрытие чердачное – деревянное – прогиб балок износ 65 %, крыша – кровля шиферная –трещины, протечки износ 70%, полы –дощатые – щели, стертость досок износ 70%, проемы дверные –створчатые – не плотный притвор износ 70%, печное отопление – кирпич оштукатурен – трещины износ 60%. В целом износ жилого дома составляет 67 %.
В акте от 01 июля 2001 года указано, что в договоре между собственником жилья и МУП ЖКХ «Гарант» условия проведения капитального ремонта не оговариваются. Комиссия предлагает жильцам обращаться к собственнику жилья о необходимости проведения капитального ремонта. По мере поступления средств ремонт может быть выполнен силами МУП ЖКХ «Гарант».
Как следует из материалов дела, Попов В.Ф. в период с 2001 года по 2014 год неоднократно обращался с заявлениями в Оксовскую поселковую администрацию, администрацию муниципального образования «Плесецкий район», в управляющую компанию ООО «Жил-Комфорт», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области по вопросу проведения капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>.
Из ответов администрации МО «Плесецкий район» следует, что в 2006 году финансирование на проведение капитального ремонта жилого фонда в МО «Оксовское» запланировано не было. В 2006 году провести капитальный ремонт жилого дома по адресу: <адрес> не позволили ограниченные средства на данные цели. Полномочия по ремонту жилых помещений с 2007 года переданы поселениям, главе администрации МО «Оксовское» рекомендовано при составлении планов ремонтных работ на 2007 год включить в план капитального ремонта жилой дом по адресу: <данные изъяты> в <адрес>.
Из ответа Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация МО «Оксовское» готово финансировать работы по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <адрес> в доле, принадлежащей ей собственности.
Из ответа администрации МО «Плесецкий район» от 20.08.2014 года следует, что поскольку в жилом доме по адресу: <адрес> одна из квартир является муниципальной, а вторая квартира находится в собственности граждан, то собственники должны самостоятельно участвовать в капитальном ремонте своего имущества. Администрации МО «Оксовское» рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности обращения в суд на второго собственника с целью понуждения принять его участие в капитальном ремонте дома. Ориентировочная стоимость капитального ремонта составляет порядка 150 тысяч рублей, учитывая, что второй собственник не желает принимать участие в капитальном ремонте своего имущества, администрация МО «Оксовское» не может предусмотреть в бюджете полную стоимость капитального ремонта дома.
Как следует из информации, предоставленной НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 года № 159-пп.
Как установлено судом при рассмотрении дела, 17 июля 2015 года администрация МО «Оксовское» заключила устный договор с индивидуальным предпринимателем ФИО6 на проведение работ по капитальному ремонту муниципальной квартиры по адресу: <адрес>.
Из сметы, составленной индивидуальным предпринимателем ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу: <адрес> необходимо выполнить следующие виды ремонтных работ : демонтаж белых полов 71 кв.м., уборка опилка 71 кв.м., демонтаж черных полов 71 кв.м., подъем дома с 4-х сторон, выемка грунта внутри <адрес> куб.м., демонтаж крыльца, демонтаж старых венцов с 4-х сторон, установка бетонных блоков с 4-х сторон с копкой ям до плотного грунта с последующей подсыпкой гравием, замена новых венцов с 4-х сторон, монтаж черных полов 71 кв.м., укладка пароизоляционного материала и утеплителя, монтаж белых полов 71 кв.м., обшивка цоколя, монтаж крыльца с укладкой бетонных блоков, демонтаж окон после ремонта и монтаж окон снова 2 штук. Стоимость ремонтных работ составляет 150000 рублей.
Как следует из показаний ФИО6, данных им в судебном заседании, первоначально с главой администрации МО «Оксовское» договоренность о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес> была достигнута в 2012 году, однако из-за отсутствия финансирования работы выполнены не были. В 2014 году глава администрации ФИО10 договорился с ним о проведении летом 2015 года капитального ремонта жилого дома, относящегося к <адрес> по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Попов В.Ф. Глава администрации пояснил, что финансирования на цели капитального ремонта нет, поэтому администрация может предоставить необходимые для ремонта строительные материалы. Стоимость ремонтных работ глава администрации предложил оплатить нанимателю Попову В.Ф., обещав в дальнейшем вернуть затраченные на капитальный ремонт деньги. Глава администрации оговорил с ним -ФИО6 объем ремонтных работ, стоимость ремонтных работ в размере 150000 рублей и сроки проведения ремонтных работ июль-август 2015 года. Наниматель Попов В.Ф. согласился оплатить работы по капитальному ремонту дома. Администрация МО «Оксовское» предоставила необходимые для проведения капитального ремонта строительные материалы, а он с бригадой из 5-ти человек с июня по июль 2015 года выполнил работы по капитальному ремонту жилого дома по адресу: <адрес>, указанные в смете от ДД.ММ.ГГГГ. Работы по капитальному ремонту жилого дома выполнялись в той части дома, где расположена квартира один. Одновременно бригадой, нанятой собственником <адрес> в <адрес> аналогичные работы выполнялись под квартирой №. На момент проведения капитального ремонта жилой дом находился в полуразрушенном состоянии – стены на два венца ушли вниз, нижние венцы практически полностью сгнили, полы сгнили, имели щели и трещины, рамы на окнах сгнили, имели щели. Все ремонтные работы, указанные в смете от ДД.ММ.ГГГГ им и его бригадой были выполнены. Денежные средства в размере 150000 рублей за выполнение ремонтных работ ему оплатил Попов В.Ф., которому он выдал письменную расписку о получении денег, также о получении денежных средств от Попова В.Ф. он указал в смете от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта осмотра от 08 октября 2015 года следует, что комиссией ООО «Жил-Комфорт» произведен осмотр жилого дома по адресу: <адрес>. При осмотре установлено, что дом одноэтажный на 2 квартиры, брусчатый на деревянных стульях. При ремонте квартиры заменены: деревянные стулья на бетонные, венцы бруса по периметру квартиры, балки на черных полах, черный пол, крыльцо полностью, сделана пароизоляция по всем полам.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ, с 01 января 2017 года полномочия в отношении муниципального жилья на территории сельского поселения МО «Оксовское» переданы МО «Плесецкий район».
Из акта обследования помещения от 27 июля 2017 года и заключения межведомственной комиссии администрации МО «Плесецкий район» от 27 июля 2017 года следует, что при осмотре жилого помещения по адресу: <адрес> установлено, что наружные стены имеют незначительные трещины, фундамент – нижние венцы заменены на новые, крыша – изношенность шиферного покрытия, состояние удовлетворительное, окна – пластиковые (стеклопакеты), инженерные коммуникации – выгребная яма (новая), электропроводка об общей сети, отопление - печное. По заключению межведомственной комиссии, жилое помещение по адресу: <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, квартира признана пригодной для проживания.
Из сообщения главы администрации МО «Плесецкий район» от 17 апреля 2017 года, адресованного Попову В.Ф., следует, что администрация МО «Оксовское» в телефонном разговоре со специалистами управления подтвердила, что жилой дом, расположенный в <адрес> действительно был отремонтирован в 2015 году, а затраченные Вами (Поповым В.Ф.) деньги на ремонт, они обещали вернуть в течение двух лет. На сегодняшний день в бюджете МО «Оксовское» отсутствует необходимая сумма, заявителю предложено обратиться в суд. (л.д.17)
Доводы ответчика об отсутствии письменного договора, заключенного администрацией МО «Оксовское» на выполнение ремонтных работ жилого помещения по адресу: <адрес>, Левачева <адрес> не свидетельствуют о том, что капитальный ремонт вышеуказанного жилого дома не был произведен и истцом не понесены расходы на проведение капитального ремонта муниципального жилья.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в жилом помещении по адресу: <адрес> необходимо было проведение капитального ремонта, что установлено комиссией в июле 2001 года. Истцом в течение длительного времени велась переписка с собственником муниципального имущества о проведении капитального ремонта <адрес> в <адрес>. На основании договоренности между главой администрации МО «Оксовское», ИП ФИО6 и истцом, в июне-июле 2015 года капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес> был произведен. Указанное подтверждается сметой на проведение ремонтных работ, показаниями свидетеля, письмом главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Расходы, затраченные Поповым В.Ф. на капитальный ремонт муниципального жилого помещения в размере 150000 рублей, подтверждаются подписью ИП ФИО6 на смете от ДД.ММ.ГГГГ о получении денежных средств за выполненные в соответствии со сметой работы, распиской ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в получении денежных средств от Попова В.Ф. за ремонт квартиры. Указанный размер расходов согласуется с локальным сметным расчетом, составленным главным инженером ООО «Жил-Комфорт» в 2017 году, согласно которого стоимость работ без учета материалов по проведению капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес> составит 130875 рублей (в ценах 2015 года).
Доводы представителя третьего лица о том, что работы по демонтажу и монтажу окон относятся к текущему ремонту, не могут быть признаны судом обоснованными.
Как видно из сметы и актов, Попову В.Ф. произведены ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению и замене элементов жилых зданий, устройству оконных заполнений. Указанные работы в соответствии с пунктами 2, 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» - относятся именно к капитальному ремонту.
Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку истцом понесены расходы на капитальный ремонт муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>, размер расходов в сумме 150000 рублей подтвержден документально, то указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, понесенные истцом, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Попова Виктора Федоровича удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Оксовское» в пользу Попова Виктора Федоровича расходы на проведение капитального ремонта муниципального жилого помещения в размере 150000 рублей и в возврат госпошлины 4200 рублей, а всего 154200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд. <данные изъяты>
Председательствующий: <данные изъяты> А.П.Залогова
<данные изъяты>