Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-6977/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ушаковой Л.В. и Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 10 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 октября 2018 года, которым постановлено:
установить, что Краснов В.И., ... года рождения, является членом семьи Краснова Д.И.;
признать право Краснова Д.И. на включение в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми на <Дата обезличена> из состава семьи с учетом даты постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...» с учетом установленной очередности;
в удовлетворении требования о возложении обязанности на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми выделить Краснову Д.И. жилищную субсидию (государственный жилищный сертификат) отказать.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
установила:
Краснова Н.А. в интересах Краснова Д.И., Краснова В.И. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности выделить государственный жилищный сертификат, признании членом семьи.
Истцы Краснов Д.И., Краснов В.И., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Законный представитель истцов Краснова Н.А. и представитель истцов Аксенов Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом принято приведенное выше решение, не согласившись с которым представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми подал апелляционную жалобу и просит его отменить в части признания права Краснова Д.И. на включение в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми на <Дата обезличена> из состава семьи с учетом даты постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...» с учетом установленной очередности, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Краснов Д.И., ... года рождения, с момента рождения и по настоящее время проживает на территории городского округа «...», является инвалидом с детства, с <Дата обезличена> ему установлена группа «...», с <Дата обезличена> установлена инвалидность ... группы бессрочно.
<Дата обезличена> Краснов Д.И. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении в списки лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно протоколу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», Краснов Д.И. включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. ... по категории РИД «...» с датой подачи заявления <Дата обезличена>.
Согласно уведомлению Министерства строительства и дорожного хозяйства РК от <Дата обезличена> у Краснова Д.И. отсутствует право на получение социальной выплаты в связи с тем, что он не относится к числу лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992, поскольку рожден после указанной даты.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора и принимая во внимание, что Краснов Д.И. с момента рождения проживает в районах Крайнего Севера, является инвалидом с детства, на момент постановки на учет проживал в районах Крайнего Севера более 15 лет, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания за Красновым Д.И. права на включение в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, с <Дата обезличена>, поскольку в силу закона предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Оспаривая законность постановленного судом решения, в жалобе апеллянт ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", является прибытие в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, является неправомерным.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Однако, из резолютивной части решения следует исключить указание на признание права Краснова Д.И. на включение в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми на <Дата обезличена> из состава семьи с учетом даты постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...» с учетом установленной очередности.
Изложить часть первую резолютивной части решения следующим образом: признать право Краснова Д.И. на включение в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми из состава семьи с учетом даты постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...» с учетом установленной очередности;
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Изложить часть первую резолютивной части решения следующим образом: признать право Краснова Д.И. на включение в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми из состава семьи с учетом даты постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...» с учетом установленной очередности;
Председательствующий:
Судьи: