№ 2а-60/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Бембеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хлебникова Ивана Александровича к врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Рымареву Станиславу Николаевичу, УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании постановления от <дата> о водворении в штрафной изолятор, постановление от <дата> о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, акта от <дата> о внеплановом обыске, рапорта от <дата> <номер>, заключении служебной проверки от <дата> незаконными,
у с т а н о в и л :
Хлебников И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Рымареву С.Н., УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании постановления от <дата> незаконным, мотивируя свои требования тем, что <дата> со слов администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> со спального места истца был изъят сотовый телефон марки Самсунг. При этом каких-либо аудио и видео средств фиксации нет. 1008.2018 года по данному факту на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток. <дата> на Хлебникова по данному факту составлено и вынесено постановления о признании злостным нарушителем и переводе в строгие условия содержания. С заключением служебной проверки администрация исправительного учреждения Хлебникова не знакомила, чем нарушает его право на обжалование. Просит суд признать постановление от <дата> за подписью административного ответчика о признании злостным нарушителем и переводе из обычных условий в строгие условия отбывания наказания- незаконными и отменить, действие административного ответчика в части вынесения постановлений от <дата> о признании злостным нарушителем и перевода из обычных условий содержания- незаконными, отказ в ознакомлении с заключением служебной проверки незаконным.
Впоследствии Хлебниковым И.А. в порядке ст. 46 КАС РФ заявленные исковые требования уточнены, просит суд признать незаконными и отменить акт от <дата> об изъятии на спальном месте в отряде <номер> сотового телефона (внеплановый обыск), заключение служебной проверки от <дата>, рапорт от <дата> ДПНК Дымбагамаева, рапорт от <дата> <номер> Бершбаева, постановление от <дата> о применении мер дисциплинарного характера в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток.
В судебном заседании с применением видеоконференцсвязи административный истец Хлебников И.А. доводы административного искового заявления с учетом уточнений поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Рымареву С.Н. и ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Исмаилов Э.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, просил отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФСИН России по <адрес>- Ермакова Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать.
В судебное заседание административный ответчик врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Рымареву С.Н. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 11 УИК Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания, в том числе, мера взыскания в виде водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток (пункт «в» ч. 1 ст. 115 УИК Российской Федерации).
Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 117 УИК Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу ч. 3 ст. 82 УИК Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 г. № 205 установлено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ (подп. 2 п. 14). Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных, и предоставление им личного времени (пункт 20).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 116 УИК Российской Федерации злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления.
Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Судом установлено, что Хлебников И.А. осужден по п. «а,з» ч.2 ст. 105, п. «в» ч.4 ст. 162, ч.2 ст. 159, ч.3 ст. 69, п. «г» ч.1 ст. 71 УК РФ. Начало срока отбывания наказания <дата>, конец срока- <дата>. Хлебников И.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.
<дата> на спальном месте осужденного Хлебникова И.А. был обнаружен и изъят запрещенный к хранению и использованию предмет- мобильный телефон Samsung SM-G900F, в корпусе черного цвета с сим.картой оператора сотовой связи «Билайн» с АКБ imei 353726/06/19959618, который принадлежит осужденному Хлебникову И.А., что подтверждается результатами проведенной служебной проверки по факту обнаружения вышеуказанного запрещенного предмета от <дата>.
В соответствии с пунктом 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка от 16.12.2016 года №295 осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем. Пунктом 17 Приложения №1 к Правилам внутреннего распорядка, утверждённого Приказом Минюста России от 16.12.2016 года №295 (в редакции от 28.12.2017 года) (перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать) наличие средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу у осужденных является основанием для применения меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор (ст. 115 УИК РФ). Изъятые запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения (п. 52 гл. 11 Правил внутреннего распорядка от 16.12.2016 года №295).
Согласно акту от <дата> (акт на прием личных вещей, денег, ценностей) сотовый телефон Samsung SM-G900F, в корпусе черного цвета с сим.картой оператора сотовой связи «Билайн» с АКБ imei 353726/06/19959618, принадлежит Хлебникову И.А.
За допущенные нарушения установленного порядка отбывания наказания административный истец постановлением врио начальника учреждения от <дата> был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу.
Постановлением врио начальника учреждения от <дата> Хлебников И.А. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, до этого нарушения он четырежды был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор.
В силу ч. 3 ст. 122 УИК Российской Федерации осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
Постановлением врио начальника учреждения от <дата> Хлебников И.А. был переведен с обычных в строгие условия отбывания наказания на основании решения комиссии ИК (протокол <номер> от <дата>).
Согласно п «д» ч. 1 ст. 115 УИК Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания, как перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от <дата> <номер>-с, в целях упорядочения содержания и целесообразного размещения осужденного в жилую зону ИК Хлебников И.А. переведен в строгие условия отбывания наказания.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от <дата> <номер>-ос, постановление врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от <дата> о признании осужденного Хлебникова И.А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания признано недействительным, постановление от <дата> о переводе осужденного Хлебникова И.А. в строгие условия отбывания наказания отменено.
Как следует из представления Астраханской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> от <дата> <номер> постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от <дата> не было вынесено одновременно с наложением взыскания в виде водворения осужденного в штрафной изолятор (постановление от <дата>), что послужило причиной отмены постановления о признании осужденного Хлебникова И.А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от <дата>.
Постановление о водворении осужденного Хлебникова И.А. в штрафной изолятор от <дата> вынесено законно и обоснованно, что подтверждается актом от <дата>, заключением служебной проверки от <дата>, рапортом ДПНК Дымбагамаева Д.И. от <дата>, в ходе которой установлено, что <дата> в 12 часов 00 минут во время проведения внепланового обыска в жилой зоне (локальном участке общежития отряда <номер>) был обнаружен сотовый телефон с сим.картой на спальном месте Хлебникова И.А.
Таким образом, процессуальных нарушений при вынесении вышеуказанного постановления о водворении Хлебникова И.А. в штрафной изолятор не установлено, постановление вынесено полномочным лицом и в соответствии с требованиями ст. ст. 115, 116, 117 УИК Российской Федерации, мера взыскания соответствует тяжести и характеру нарушения и применена с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения.
С учетом изложенного, действия ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> при вынесении постановления совершены в соответствии с действующим законодательством, с учетом поведения осужденного за период отбывания наказания в ИК-6 УФСИН России по <адрес>, примененные к Хлебникову И.А. виды мер дисциплинарного воздействия являются обоснованными и соразмерными совершенным проступкам, поэтому оснований для удовлетворения заявленных Хлебниковым И.А. требований не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ <░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.