УИД: 11RS0002-01-2024-002801-76

Дело № 2 - 2586/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 18 октября 2024 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Басаргиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Анны Евгеньевны к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Воркута» о возложении обязанностей установить оклад, произвести перерасчёт и выплатить недоплаченную заработную плату с учётом денежной компенсации за несвоевременную выплату, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Попова А.Е. обратилась в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Воркута» (далее КУМИ администрации МО «Воркута») о возложении обязанностей установить ей с 1 января 2023 г. оклад в размере 16 242,00 руб. в месяц, с 1 января 2024 г. – 19 242,00 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных, больничных и выплатить задолженность с 1 июля 2023 г. с компенсацией не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 5 000,00 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в КУМИ администрации МО «Воркута» в должности главного специалиста 5 квалификационного уровня отдела реестра муниципального имущества с 14 сентября 2019 г., за выполнение трудовых обязанностей ответчик установил ей должностной оклад в размере 9 180,00 руб., который с 1 сентября 2022 г. был установлен в размере 11 343,00 руб., она не согласна с данным размером установленного ей оклада и размером выплачиваемой ей с 1 июля 2023 г. заработной платой, больничных, отпускных, поскольку они рассчитаны исходя из оклада размер которого, менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Указанными действиями ответчика ей причинён моральный вред, поскольку она испытывала нравственные страдания, вызванные страхом за своё будущее и невозможностью содержать свою семью (л.д. 3-4).

Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что 11 января 2019 г. заключил с истцом трудовой договор, в соответствии с которым установил ей должностной оклад в размере 9 180,00 руб., который впоследствии неоднократно изменялся и с 1 января 2023 г. по настоящее время установлен в размере 11 343,00 руб., с применением северного и районного коэффициентов, выплатой ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада, ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере 40% от должностного оклада, ежемесячной премии по итогам работы, которая в спорный период устанавливалась в размере от 17 до 65 %. Таким образом, заработная плата истца без учёта северного и районного коэффициентов составляла 22 561,23 руб. (11 343,00 руб. (должностной оклад) + 3 402,90 руб. (надбавка за выслугу лет) + 4 537,20 руб. (надбавка за интенсивность) + 3 278,13 руб. (минимальная премия 17%), то есть превышала минимальный размер оплаты труда. Истец необоснованно уравнивает понятия оклада и минимального размера платы труда. Поскольку им не допущено нарушения трудовых прав истца, оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 16-17).

Третьим лицом администрацией МО «Воркута» представлены возражения на иск, из которых следует, что КУМИ администрации МО «Воркута» является юридическим лицом в форме муниципального казённого учреждения, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счёт средств бюджета муниципального округа «Воркута» Республики Коми на основании утверждённой бюджетной сметы. Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, не предусмотрено равенство размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов) минимальному размеру оплаты труда, равно как и ст. 133 ТК РФ не содержит нормы увеличения окладов (должностных окладов) до уровня минимального размера оплаты труда. Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на установление окладов (должностных окладов), как составной части заработной платы работников, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда при условии, что соблюдается императивное требование закона о том, что заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени за месяц и выполнивших нормы труда, включающая в себя все элементы, за исключением повышенной оплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Работникам муниципальных учреждений оплата труда определяется положениями соответствующих нормативных правовых актов. Заработная плата истца состоит из оклада, а также выплат стимулирующего и компенсационного характера, при этом должностной оклад установлен истцу в соответствии с действующим Положением об оплате труда работникам КУМИ администрации МО «Воркута». Поскольку работодателем не допущено нарушение норм трудового законодательства Российской Федерации, основания, предусмотренные законом, для удовлетворения исковых требований отсутствуют (л.д. 104-108).

Истец, ответчик и третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, истец и представитель ответчика просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 15, 17 (оборот), 101-103).

Дело рассмотрено в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст. 7, 3, 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом о минимальном размере оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.ст. 133, 133.1 ТК РФ минимальны размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

По смыслу ст.ст. 146, 148, 315, 316 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере и производится не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Заработная плата с учётом районного коэффициента относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объёме. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 11 апреля 2019 года № 17-П, от 16 декабря 2019 года № 40-П от 11 апреля 2023 года № 16-П, от 15 июня 2023 года № 32-П и от 27 июня 2023 года № 35-П, минимальный размер оплаты труда, являясь общей гарантией, предоставляемой работникам за равный труд в одинаковых условиях, не предусматривает включение в него выплат компенсационного характера (на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), поглощение указанных выплат минимальным размером оплаты труда, недопустимо в силу предписаний ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

22 декабря 2023 г. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год, согласно подп. «в» п. 6 которых, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений определяются с учётом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утверждённых Правительством Российской Федерации, и устанавливаются в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из приведённых правовых норм следует, что заработная плата, включающая в себя все элементы, не может устанавливаться в размере менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, при этом оклад (тарифная ставка) является составной частью заработной платы работника, следовательно, его размер не связан с установленным федеральным законом минимальным размером оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда составлял с 1 января 2023 г. – 16 242,00 руб., с 1 января 2024 г. – 19 242,00 руб.

С учётом районного коэффициента в размере 60 % и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 % минимальный размер оплаты труда в г. Воркуте, при условии, что работник полностью отработал установленную законодательством Российской Федерации месячную норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности) составлял с 1 января 2023 г. – 38 980,80 руб., с 1 января 2024 г. – 46 180,80 руб.

КУМИ администрации МО ГО «Воркута» является юридическим лицом в форме муниципального казённого учреждения.

Попова (Цорн) А.Е. с 14 января 2019 г. принята на работу в КУМИ администрации МО ГО «Воркута» на должность главного специалиста 5 квалификационного уровня с должностным окладом 9 180,00 руб. в месяц с ежемесячными надбавками за выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, премии по итогам работы (л.д. 69, 70-72, 77).

Дополнительными соглашениями к трудовому договору с 1 октября 2019 г. Поповой (Цорн) А.Е. был установлен оклад в размере 9 550,00 руб., с 1 января 2020 г. – 10 010,00 руб., с 8 октября 2020 г. – 10 311,00 руб., с 1 сентября 2022 г. – 11 343,00 руб. (л.д. 73-74, 76, 78).

Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута» определена система оплаты груда работникам муниципальных учреждений муниципального округа «Воркута», которой предусмотрены выплаты компенсационного характера относятся: выплаты работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Работникам, месячная заработная плата которых ниже минимального размера оплаты труда, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), производятся доплаты до уровня минимального размера оплаты труда; а также выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (л.д. 18-27).

Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 28 сентября 2022 г. № 1077 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Воркута» от 30 июня 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута» должностной оклад главного специалиста 5 квалификационного уровня установлен в размере 11 343,00 руб. (л.д. 54-59).

Из расчётных листков истца за период с января 2023 г. по июнь 2024 г. следует, что её заработная плата состояла из должностного оклада 11 343,00 руб., надбавки за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада, надбавки за интенсивность в размере 40 % от должностного оклада и ежемесячной премии по результатам работы в размере от 17% до 63 % от должностного оклада (л.д. 79-97).

Таким образом, при сложении должностного оклада и надбавок, составляющих заработную плату истца при применении минимальных значений, размер её заработной платы без учёта надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента составляла 21 211,41 руб. (11 343,00 руб. (должностной оклад) + 3 402,90 руб. (надбавка за выслугу лет) + 4 537,20 руб. (надбавка за интенсивность) + 1 928,31 руб. (минимальная премия 17%), то есть выше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом с 1 января 2023 г. в размере 16 242,00 руб., с 1 января 2024 г. – 19 242,00 руб., размер заработной платы истца с применением районного коэффициента в размере 60 % и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 % минимальный размер заработной платы истца составлял 50 907,38 руб., то есть более минимального размера оплаты труда в г. Воркуте, который с 1 января 2023 г. составлял 38 980,80 руб., с 1 января 2024 г. – 46 180,80 руб.

При таких обстоятельствах, заработная плата Поповой А.Е. в спорный период начислялась ей в соответствии с условиями трудового договора, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, постановления администрации МО ГО «Воркута» «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута» с учётом внесённых в него изменений, Положения об оплате труда работников КУМИ администрации МО ГО «Воркута», норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений, закреплённых в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. №17-П, от 16 декабря 2019 г. № 40-П, от 11 апреля 2023 г. № 16-П, от 15 июня 2023 г. № 32-П и от 27 июня 2023 г. № 35-П, следовательно, исковые требования Поповой А.Е. о возложении на ответчика обязанностей установить оклад в размере МРОТ, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных, больничных и выплатить задолженность с процентами в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно, удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом не установлено нарушение трудовых прав истца ответчиком, её требования о взыскании с него денежной компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (22 ░░░░░░░ 2024 ░.).

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░

2-2586/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Анна Евгеньевна
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута"
Другие
Администрация МО "Воркута" Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Комиссарова Елена Стефановна
Дело на сайте суда
vktsud.komi.sudrf.ru
18.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2024Передача материалов судье
22.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2024Предварительное судебное заседание
18.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее