Дело № 33a-452/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 27 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Григорьевой Н.М., Муратовой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе административного истца садоводческого некоммерческого товарищества «Горняк» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Садоводческого некоммерческого товарищества (далее СНТ) «Горняк» к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о признании предписания недействительным,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения представителя административного истца Яковенко А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Кузнецовой Е.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
СНТ «Горняк» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании предписания недействительным, указав в обоснование заявленных требований, что 17.08.2018 г. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ЛО Михайловой И.И. в адрес СНТ «Горняк» было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым СНТ «Горняк» предписано в срок до 20.06.2019 г. устранить нарушения п. 5.9 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения». СНТ «Горняк» считает вышеуказанное предписание незаконным, поскольку в указанном предписании необоснованно указано на наличие нарушений норм, которые не распространяют свое действие на проектирование и застройку территории СНТ «Горняк», поскольку организовано садоводческое товарищество ранее введения в действие норм и правил п. 5.9 СНиП 30-02-97, который не является обязательным для применения, так как данный пункт не входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р (пункт 67). Поскольку требования, изложенные в оспариваемом предписании №.2-11-69-195/1/1 от 17.08.2018 г. со ссылкой на требования СНиП 30-02-97, которые по смыслу Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не относятся к нормативным документам пожарной безопасности, предписание подлежит признанию незаконным как возлагающее на заявителя обязанности, не предусмотренные законом.
Заявлены требования: признать предписание ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по ЛО №.2-11-69-195/1/1 от 17.08.2018 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное в отношении СНТ «Горняк» недействительным (л.д.23).
Протокольным определением от 11.12.2018 г. была произведена замена ненадлежащего ответчика Отдела надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области на надлежащего Главное управление МЧС России по Ленинградской области (далее ГУ МЧС России по ЛО) (л.д. 45).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 11.01.2019 г. в удовлетворении требований СНТ «Горняк» отказано (мотивированный текст решения изготовлен 16.01.2019 г. (л.д.102-107).
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 27.06.2019 г. решение отменено. Административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д. 137-140).
Определением суда от 12.07.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен инспектор ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по ЛО Михайлова И.И. (л.д. 142-143).
Административный истец в лице председателя правления СНТ «Горняк» Яковенко А.А., в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержал, пояснив, что административный ответчик не производил замеров объемов открытых пожарных водоемов, инспектор Михайлова И.И. объем водоемов определяла визуально без применения технических средств измерения. В то же время имеется акт проверки размеров и объемов открытых пожарных водоемов, подготовленный на основании договора № от 27.12.2018 г., согласно которому специалист ИП «ФИО6» установил, что проверенные водоемы соответствуют требованиям СНиП и СП. Также имеются накопительные емкости для воды, в розливе сделан переходник под специализированный пожарный рукав, в связи с чем, данные емкости также являются пожарными. Полагал, что действия инспектора Михайловой И.И. являлись незаконными, а, следовательно, вынесенное на их основании предписание также является незаконным и недействительным.
Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области Михайлова И.И., действующая от собственного имени как заинтересованное лицо и в качестве представителя административного ответчика требования не признала, указав, что на момент проведения проверки СНТ «Горняк» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в водоемах было недостаточно воды для пожаротушения СНТ «Горняк», что соответственно является нарушением ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и п. 4 ст. 4 и ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 августа 2008 года, п. 5.9 СНиП 30-02-97, представленный акт не является документом, подтверждающим наличие воды в конкретных водоемах в конкретное время, генеральный план СНТ надлежаще утвержденный представлен не был (л.д.167).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 16.09.2019 г. в удовлетворении требований СНТ «Горняк» отказано (мотивированный текст решения изготовлен 18.09.2019 г. (л.д.174-181).
В апелляционной жалобе СНТ «Горняк» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, поддерживая доводы, изложенные в иске. Указывает, что СНТ «Горняк» постоянно проводит мероприятия направленные на приведение садоводства в соответствии с требованиями пожарной безопасности, согласно актам проверки все пожарные водоемы и емкости соответствуют СНиП 2.04.02-84 и п. 5.9 СП 53.13330.211 (л.д. 191-193).
Заинтересованное лицо Михайлова И.И., будучи надлежащим образом уведомленной, в заседание апелляционной инстанции не явилась, ходатайств об отложении не заявляла.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, дополнительные документы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится в том числе, организация и проведение федерального государственного пожарного надзора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.08.2018 г. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области Михайловой И.И. в адрес СНТ «Горняк» было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым СНТ «Горняк» предписано в срок до 20.06.2019 г. устранить нарушения п. 5.9 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (л.д. 23-25).
При этом в оспариваемом предписании была описана объективная сторона допущенных нарушений: объем существующих противопожарных водоемов в СНТ «Горняк» не соответствует требуемым нормам (л.д.24).
По запросу апелляционной инстанции ответчиком были представлены материалы проверки, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания: акт соблюдения требований пожарной безопасности № от 17.08.2018 г., который содержит аналогичное описание вида нарушения с констатацией нарушения ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и п. 4 ст. 4 и ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 августа 2008 года, п. 5.9 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения».
Из выше описанного состава нарушений, вменяемых СНТ невозможно уяснить их существо: какие водоемы, где они расположены, не соответствуют: в смысле недостаточно заполнены водой или вообще не заполнены водой.
При этом представитель административного ответчика в апелляционной инстанции пояснил, что водоемов несколько и часть их была заполнена водой, но отражения документального в материалах проверки, каковым является представленный акт данные обстоятельства не получили.
Материалы настоящего дела не содержат доказательств фотофиксации выявленных нарушений, при том положении, что административный истец оспаривает факт установления таковых.
В оспариваемом решении судом первой инстанции указано на признание административным истцом факта отсутствия воды водоемах, однако материалы дела такового не содержат.
Ссылка административного ответчика на установление факта наличия, вменяемых административному истцу нарушений, указанных в предписании от 17.08.2018 г. постановлением от 26.09.2018 г. и.о. мирового судьи судебного участка №21 Выборгского района Ленинградской области по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ в отношении СНТ «Горняк» - не может быть принята во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства являлось бездействие СНТ, имевшее место 01.07.2018 г., и соответственно признание указанным судебным актом виновным СНТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, именно 01.07.2018 г., следовательно названный судебный акт не может быть принят в качестве доказательства вменяемого нарушения СНТ, имевшего место 18.08.2018 г. (л.д. 85-89).
При таких данных, судебная коллегия полагает, что основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Оспариваемое решение подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании оспариваемого предписания – незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2019 года отменить, вынести новое решение.
Признать Предписание ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по ЛО № от 17.08.2018 г., вынесенное в отношении СНТ «Горняк» - незаконным.
Председательствующий:
Судьи:
(Судья Гришин Д.Ю.)