Дело № 2-403/2024
УИД 59RS0010-01-2024-000598-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 сентября 2024 года с.Барда
Бардымский районный суд Пермского края в составе председательствующего Илибаева К.И.,
при секретаре судебного заседания Мусагитовой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к Бардымскому районному потребительскому обществу о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела (далее – истец, Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит:
Признать действия Бардымского районного потребительского общества (далее – ответчик, Бардымское РайПО), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их
возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
Признать действия Бардымского РайПО выразившиеся в несоблюдении обязательных требований пищевой продукции, не соответствующими требованиям технического регламента и
(или) иных технических регламентов идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по реализации товаров с истекшим сроком годности противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
Обязать Бардымское РайПО прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию «чужого товара», повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот;
Обязать Бардымское РайПО прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию товаров с истекшим сроком годности.
Заявление мотивировано тем, что в отношении юридического лица Бардымское РайПО на основании ст.74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») были проведены мероприятия - наблюдения за соблюдением обязательных требований, предусмотренных «Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (п.п.10, 25, 26 Правил); Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. в) п.3 Постановления, п.91 Правил, абз.1 п.92 Правил); п.4 ст.5, п.12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», абз.3 п.47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены неоднократные отклонения у ответчика при реализации молочной продукции, а именно:
1) Повторная продажа (вывод из оборота) своего товара (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и др.): так, например, товар - 04607024903544, мороженое шербет фруктовый трехслойный с ароматом банана, клубники и сицилийского апельсина, массовая доля жира в молочной части продукта 3,0%, масса нетто 70г с кодом (средством) идентификации товара № был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота и т.п.) без возврата товара в оборот по адресу: <адрес>, а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ, чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ 15:19 по цене 43,00 руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ, чек на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ 17:05 по цене 43,00 руб. Дата регистрации отклонения: ДД.ММ.ГГГГ, 19:19. Номер отклонения Отклонение 36066dcO-36fa-59ее-9el9-61212be09dla. Категория отклонения: повторные продажи. Вид отклонения: повторные продажи одного продавца.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
2) Реализация товаров с истекшим сроком годности (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и др.): так, например, товар - №, АктиБио Биойогурт, обогащенный бифидобактериями B.Lactis*, с клубникой и земляникой, дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ, с кодом (средством) идентификации товара №., был реализован (продан № от ДД.ММ.ГГГГ 11:40, <адрес>. Дата регистрации отклонения: ДД.ММ.ГГГГ, 16:47. Номер отклонения №. Категория отклонения: Оборот товаров с некорректным сроком годности. Вид отклонения: Реализация товаров с истекшим сроком годности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вышеуказанные факты не соответствуют «Правилам маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (п.п.10, 25, 26 Правил); Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. в) п.3 Постановления, п.91 Правил, абз.1 п.92 Правил); п.4 ст.5, п.12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», абз.3 п.47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора Бардымскому РайПО было объявлено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ, о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных «Правилам маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (п.п.10, 25, 26 Правил); Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. в) п.3 Постановления, п.91 Правил, абз.1 п.92 Правил); п.4 ст.5,п.12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», абз.3 п.47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013"О безопасности молока и молочной продукции".
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ответчику на адрес электронной почты raipo.barda@mail.ru, указанный в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.сrpt.ru («Честный знак») в разделе контактные данные.
Фактически, в действиях Бардымского РайПО ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, например, на дату выдачи предостережения (ДД.ММ.ГГГГ),по повторной продажа (вывод из оборота) своего товара системой было зафиксировано 104 отклонения, а по реализации товаров с истекшим сроком годности было зафиксировано 347 отклонений, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения.
На период составления искового заявления у Бардымского РАЙПО выявлены новые отклонения, а именно:
1) Повторная продажа (вывод из оборота) своего товара (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и др.);
2) Реализация товаров с истекшим сроком годности (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и др.).
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, а также о реализации товаров с истекшим сроком годности, что может свидетельствовать как о нарушении «Правилам маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (п.п.10, 25, 26 Правил); Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. в) п.3 Постановления, п.91 Правил, абз.1 п.92 Правил); п.4 ст.5,п.12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», абз.3 п.47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013"О безопасности молока и молочной продукции".
Действия ответчика образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2022 - 2024 годах запрещено.
С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации молока и молочной продукции, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, Управление Роспотребнадзора вынуждено прибегнуть к судебной защите.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика Бардымское РайПО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Из письменных материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в период с 09:00 до 17:00 часов на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23) Управлением Роспотребнадзора проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом Бардымское РайПО, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru. В ходе которого выявлены неоднократные отклонения при реализации молочной продукции, о чем составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по результатам указанного контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом Бардымское РайПО выписано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, не допущению в дальнейшем нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности (л.д.9-10).
Скриншоты страниц системы ГИС МТ установлены факты реализации товаров Бардымское РайПО с истекшим сроком годности (л.д.14-17).
Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими
порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную
информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). оборот;
Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.7 ст.8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (п.5 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ)
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.16 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ)
"Правилам маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (п.п.10, 25, 26 Правил); Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. в) п.3 Постановления, п.91 Правил, абз.1 п.92 Правил); п.4 ст.5,п.12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», абз.3 п.47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013"О безопасности молока и молочной продукции". Так
Правила № 515 определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга. ГНС
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Правил № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или передан с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в
информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.п.25, 26 Правил № 515).
Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (п.п. а) п.3 Постановления, п 91 Правил, абз.1 п.92 Правил), где указано:
- а) в отношении сыров (из кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - товарная номенклатура) 0406 и из кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - классификатор) 10.51), а также мороженого и прочих видов пищевого льда, не содержащих или содержащих какао (за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров и (или) молочного белка в составе) (из кода товарной номенклатуры 2105 00 и из кода по классификатору 10.52):
участники оборота молочной продукции, осуществляющие оптовую торговлю указанной молочной продукцией, и участники оборота молочной продукции, осуществляющие розничную торговлю указанной молочной продукцией, представляют в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной молочной продукции путем розничной продажи в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с ДД.ММ.ГГГГ, сведения о выводе из оборота путем розничной продажи указанной молочной продукции со сроком годности более 40 дней - с ДД.ММ.ГГГГ, сведения об обороте и сведения о выводе из оборота путем, не являющимся продажей в розницу, указанной молочной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, - с ДД.ММ.ГГГГ (п.п. а) п.3 Постановления);
Участники оборота молочной продукции, осуществляющие продажу молочной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированной молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники (п. 91 Правил).
Участник оборота молочной продукции, осуществляющий продажу молочной продукции с применением контрольно-кассовой техники, идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами, сопряженными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации, нанесенное на молочную продукцию (абз.1 п.92 Правил).
Следовательно, при возврате потребителем товара молока и молочной продукции, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Таким образом, повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ не допускается реализация товаров молока и молочной продукции без средств (кодов) идентификации, ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты несут с ДД.ММ.ГГГГ.
При возврате потребителем товаров молока и молочной продукции, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Согласно п.4 ст.5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Пунктом 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 определено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно п.47 (абз.3) ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/201 1).
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п.1 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
В силу ч.4. ст.21 Закона № 248 - ФЗ «Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг».
В силу п.1) ч.5 ст.21 Закона № 248 - ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в государственную информационную систему мониторинга товаров «Честный знак».
Из представленных доказательств следует, что Бардымским РайПО допущены выявленные вышеуказанным Территориальным отделом нарушения в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, ответчик допустил множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет опасность причинения вреда правам граждан.
В соответствии с п.1 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований.
Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей»).
Согласно ст.46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика. Таким образом, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела удовлетворить.
Признать действия Бардымского районного потребительского общества (<данные изъяты>), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их
возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Признать действия Бардымского районного потребительского общества выразившиеся в несоблюдении обязательных требований пищевой продукции, не соответствующим требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по реализации товаров с истекшим сроком годности противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, следует признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Возложить на Бардымское районное потребительское общество обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию «чужого товара», повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Обязать Бардымское районное потребительское общество прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию товаров с истекшим сроком годности.
Обязать Бардымское районное потребительское общество довести через средства массовой информации указанное решение суда в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Бардымского районного потребительского общества в доход бюджета Бардымского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья К.И.Илибаев