ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-262/2021 Судья-докладчик суда первой инстанции Петренко Т.В.
Дело № 33-11482/2021
УИД 91RS0018-01-2020-002802-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Чистяковой Т.И.,
судей – Подлесной И.А., Синани А.М.,
при секретаре – Ушак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Юрченко Е.Ю. к Администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату до регионального стандарта, возложении обязанности назначить выплату с даты подачи заявления,
по апелляционной жалобе Юрченко Е.Ю., поданной ее представителем Пастушенко О.В., на решение Сакского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2020 года Юрченко Е.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, в котором просила признать решение администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать за Юрченко Е.Ю. право на ежемесячную доплату согласно Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым», с даты подачи заявления о назначении доплаты ДД.ММ.ГГГГ; возложить на администрацию Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым обязанность назначить ежемесячную доплату согласно Закону Республики Крым от 23.11.2016 №302 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым», с даты подачи заявления о назначении доплаты ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым в пользу Юрченко Е.Ю. расходы на оплату государственной пошлины в размере 900 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. истец Юрченко Е.Ю. обратилась в администрацию Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Основанием для выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии является то, что истец до выхода на пенсию замещала муниципальную должность главы администрации муниципального образования Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, председателя Вересаевского сельского совета - главы администрации Вересаевского сельского поселения.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в связи с тем, что бюджет является дотационным, собственных средств для выплат не имеется.
С данным решением истец не согласна, считает его незаконным. Указывает, что начисление доплаты к пенсии производится на основании Закона Республики Крым от 23.11.2016 № 302 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым»; изменений в ст. 28 Закона Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»; решения 6 сессии Вересаевского сельского совета от 23.12.2019 года №29.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с иском.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 21.01.2021г согласно ч. 2 ст. 224 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым.(1т. л.д. 168-169)
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 04.03.2021г согласно ч. 2 ст. 224 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Крым, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым.(1т. л.д.173)
В судебном заседании истец Юрченко Е.Ю. и ее представитель Пастушенко О.В. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в иске и письменных пояснениях основаниям.
Представитель ответчика Скумпа С.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года в удовлетворении иска Юрченко Е.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Юрченко Е.Ю., поданной ее представителем Пастушенко О.В., истец просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить иск в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
При подготовке дела к судебному разбирательству, судом апелляционной инстанции в соответствии с разъяснениями, изложенными в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021г №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», определением от 07 декабря 2021 года произведена замена третьего лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым правопреемником – Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом.
Информация о назначении судебного заседания на 21.12.2021 на 14.20 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 09.12.2021 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.
На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Статьей 4 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016 (ред. от 27.12.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" определены условия установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Республики Крым.
Право на установление ежемесячной доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1, 2, 2.1, 2.2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеют право на ежемесячную доплату к пенсии.
Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п.2 ст.4 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016).
Уставом муниципального образования Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденного решением 3-й сессии I созыва Вересаевского сельского совета Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений, внесенных решением № от ДД.ММ.ГГГГ 34 сессии 1 созыва Вересаевского сельского совета, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации установлены социальные и иные гарантии, предоставляемые главе Поселения на пенсионное обеспечение.
Главе поселения в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) и в этот период достигшего пенсионного возраста или потерявшего трудоспособность могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов (п.3 ст. 56).( л.д. 81-148)
Из материалов дела следует, что согласно записям в трудовой книжке серии БТ-I № дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ Юрченко Е.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность <данные изъяты> муниципального образования Вересаевское сельское поселение Сакского района Республики Крым- <данные изъяты> Вересаевского сельского совета - <данные изъяты> администрации Вересаевского сельского поселения.
Полномочия прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования Вересаевское сельское поселение Сакского района Республики Крым (1т., л.д. 58-68).
ДД.ММ.ГГГГ Юрченко Е.Ю. обратилась к председателю Вересаевского сельского совета - главе администрации Вересаевского сельского поселения с заявлением об установлении ей доплаты к страховой пенсии по старости. (1т., л.д. 4)
Решением Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Вересаевское сельское поселение Сакского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, Юрченко Е.Ю. отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в связи с тем, что при установлении ежемесячной доплаты к пенсии сумма доплаты от собственных денежных средств составит 66,8%, в связи с наличием дефицита бюджета муниципального образования Вересаевское сельское поселение Сакского района Республики Крым и его дотационного характера.(1т., л.д. 5, 28)
Согласно справке, выданной УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от 28.08.2014г. №, Юрченко Е.Ю. получает пенсию по выслуге лет (работникам охраны здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. (1т., л.д. 188)
Данный факт также подтверждается материалами пенсионного дела №, из которого следует, что Юрченко Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером и получателем досрочной страховой пенсии, как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Из системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", во взаимосвязи с нормами абзаца первого ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, следует, что ежемесячная доплата к пенсии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий.
В статье 4 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016, в статье 56 Устава муниципального образования Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым указаны критерии, при наличии которых у данной категории граждан возникает право на ее получение наряду с назначенной им в установленном порядке по любому из оснований пенсией.
Исходя из вышеуказанных норм, право на назначение надбавки к страховой пенсии законодатель связывает, в том числе, с достижением пенсионного возраста.
С заявлением о предоставлении социальных гарантий в виде установления ежемесячной доплаты к пенсии истец обратилась в период действия Устава поселения, предусматривающего назначение такой доплаты лицам, достигшим пенсионного возраста в период исполнения соответствующих полномочий.
Материалами дела подтверждается, что Юрченко Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент прекращения полномочий 02.10.2019г и на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной доплаты ДД.ММ.ГГГГ не достигла пенсионного возраста, установленного ч.1 ст.8 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с изложенным, суд пришел к правильному выводу, что истец не вправе претендовать на назначение ежемесячной доплаты к пенсии.
При этом, факт того, что на день прекращения полномочий истица являлась получателем досрочной страховой пенсии, как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 26.08.2011 года, не является основанием для назначения спорной доплаты, поскольку Законом Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016 и Уставом муниципального образования Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым не предусмотрено такое условие установления ежемесячной доплаты к пенсии.
Между тем, постанавливая решение об отказе в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что реализация органом местного самоуправления своих полномочий по установлению ежемесячной доплаты к пенсии как дополнительной социальной гарантии напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств, кроме того, суд указал, что ежемесячная доплата к пенсии истице не может быть установлена, поскольку на день ее назначения на выборную должность федеральным и региональным законодательством не были предусмотрены такие условия для установления спорной доплаты.
Согласно ст. 3 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016 (в ред. от 27.12.2019г) финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к пенсии, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность.
Средствами местного бюджета распоряжаются органы местного самоуправления, в связи с чем, определение условий выплаты спорной надбавки относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Суд не обратил внимания, что Законом Республики Крым от 23.11.2016 года № 302-ЗРК/2016 и Уставом муниципального образования Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым не предусмотрено такое условие установления ежемесячной доплаты к пенсии как уровень наполнения бюджета собственными доходами.
Факт того, что на день назначения истицы на выборную должность федеральным и региональным законодательством не были предусмотрены условия для установления спорной доплаты, само по себе не может являться основанием для отказа в ее установлении, что, между тем, с учетом иных предусмотренных законом условий, не повлекло принятие по делу незаконного решения.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены указанного судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 8 апреля 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Юрченко Е.Ю., поданной ее представителем Пастушенко О.В., оставить без удовлетворения.
Председательствующий – Чистякова Т.И.
Судьи – Синани А.М.
Подлесная И.А.