Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,
с участием представителя истца Мельникова Ю.В., представителя ответчика Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2019-003151-45 (производство № 2-1962/2020) по исковому заявлению Будановой Н.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л :
Буданова Н.А. вместе с Гладских В.М., Абрамяном А.Р., Базовым И.П., Лебедевым А.В., Евсташенковым В.Г., Рустамовой М.В., Машкиным И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является получателем страховой пенсии, однако расчет размера ее страховой пенсии произведен ответчиком с нарушением действующего законодательства, с применением неверного порядка исчисления, в том числе, учета при исчислении его пенсии неверного соотношения заработков, что привело к уменьшению размера пенсии и причинило истцам материальный ущерб и моральный вред. Просила суд взыскать с ответчика недоплаченную пенсию в сумме 128777,79 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 200000 руб.
Определением Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Будановой Н.А. выделены в отдельное производство.
В уточненных исковых заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец изменила заявленные требования и просила обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии с учетом периода учебы и индивидуальной предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Буданова Н.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, ее представитель по доверенности Мельников Ю.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании заявленные истцом требования не признал, полагал их не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что расчет назначенной пенсии произведен в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному истцу варианту исчисления, а доводы истца о необходимости учета его заработка без учета предельной величины соотношения не основаны на действующем законодательстве. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Буданова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Давая оценку заявленным истцом требованиям, суд приходит к следующему.
На основании ст. ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст. ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу положений п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня вступления в действие указанного закона утрачивает силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ и Федерального закона № 167-ФЗ и предусматривающие вопросы пенсионного обеспечения в РФ, применяются в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
С 01.01.2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу положений п. 3 ст. 36 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Исходя из толкования действующего в период назначения пенсии истцу и в настоящее время пенсионного законодательства, с 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с действовавшими до 01.01.2015 г. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что размер пенсии был исчислен из трудового стажа, выработанного на ДД.ММ.ГГГГ – 19 лет 03 мес. 26 дн., в подсчет которого не был включен периоды обучения истицы в Тульской педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленному истцом диплому № ДД.ММ.ГГГГ, Буданова Н.А. окончила Тульское педагогическое училище, по специальности «Преподаватель начальных классов общеобразовательной школы».
Как следует из материалов пенсионного дела истицы, расчет ее пенсии произведен без учета указанного периода обучения, документ об обучении истцом при обращении за назначением пенсии и впоследствии вплоть до подачи в суд заявления от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении заявленных требований не представлялся, в трудовой книжке таких записей не содержится.
При расчете страховой пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок расчета, предусмотренный 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала из конвертации пенсионных прав, которая по смыслу представляет собой часть расчетного пенсионного капитала, указанную в формуле в ч.1 ст. 29.1 как ПК1;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона) - для истца Т определяется как 228 месяцев.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
При расчете страховой пенсии по положениям п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» учитываются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; и другие, указанные в данном пункте.
Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, при расчете пенсии по варианту п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ не учитываются, а учитываются при расчете пенсии по варианту, указанному в п. 4 ч. 1 ст. 30 того же закона, при котором расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц.
Также с учетом варианта расчета пенсии определяется и размер валоризации, установленный ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Вместе с тем, как следует из предварительного расчета от ДД.ММ.ГГГГ за №, а также от ДД.ММ.ГГГГ за №, произведенного ответчиком с включением в подсчет периода учебы, расчет пенсии истицы с учетом периода обучения по варианту, предусмотренному пунктом 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» за период до ДД.ММ.ГГГГ является более выгодным, чем принятый для расчета вариант.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в подсчет страхового стажа указанного периода учебы.
В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Аналогичные по сути общие положения содержатся в ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015 г.
Поскольку из материалов пенсионного дела истицы установлено, а также не представлено доказательств иного в ходе судебного разбирательства, истцом не представлялся при назначении пенсии документ об образовании, был представлен только при подаче уточняющих требований в суд, ответчиком, получившим соответствующее уточняющее заявление, добровольно перерасчет пенсии истицы не произведен, в связи с чем должен быть обязан судом произвести перерасчет пенсии по выгодному истцом варианту с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи заявления и предоставления документа, то есть с 01.10.2020 г.
Заявленные истцом требования о взыскании недоплаченной пенсии с учетом установленного исключения из подсчета страхового стажа периодов работы и иной деятельности, удовлетворению не подлежат, поскольку решение суда является основанием для произведения ответчиком иного расчета назначенной истцу пенсии по наиболее выгодному варианту, в связи с чем, обязанность начисления пенсии, определения наиболее выгодного варианта возложена законодателем не на суд, а на соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда РФ, подменять которые определением размера пенсии суд не вправе.
Также суд находит подлежащими частичному удовлетворению заявленные Будановой Н.А. требования об обязании включить в подсчет ее страхового стажа период предпринимательской деятельности, в связи со следующим.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Как следует из материалов пенсионного дела, а также представленных Центром по выплате пенсий ПФ РФ по Тульской области сведений, Буданова Н.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, регистрация прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Именно с особенностями индивидуальной предпринимательской деятельности, которая существенно отличается от экономической деятельности организаций, связано, в частности, установление для индивидуальных предпринимателей возможности применения специальных налоговых режимов (например, переход на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности - глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате страхователями страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ст. 28 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ч. 2 ст. 28 данного закона).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы). К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с действовавшим в спорный период предпринимательской деятельности истицы п. 1.2. "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190), время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности.
Согласно п. 60 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов гражданами и работодателями в Пенсионный фонд России, утвержденной Правлением Пенсионного фонда РФ от 11.11.1994 г. № 258, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории лиц Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Порядок уплаты страховых взносов определяется п. 62 упомянутой Инструкции, согласно которому плательщики взносов вносят по одной трети годовой суммы взносов, исчисленной по доходам за истекший год, при отсутствии сведений о предполагаемом доходе исчисление производится по фактическому доходу. При этом в случае увеличения или уменьшения в течение года дохода, производится перерасчет взносов. Исчисление страховых взносов индивидуальными предпринимателями производится на основании сведений об их доходах, представляемых налоговыми органами, органами ПФР по месту их постоянного жительства.
С 1 января 1997 г. на всей территории России вступил в силу Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в соответствии с которым все граждане РФ, в т.ч. и индивидуальные предприниматели, должны пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда РФ как застрахованное лицо (ст.ст.1, 14).
При этом индивидуальные предприниматели относятся, согласно п.2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318), к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на назначение пенсии», следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу ФедеральногозаконаN 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленных истицей документов о ее предпринимательской деятельности в 1996-1999 гг. усматривается, что предпринимательская деятельность Будановой Н.А. фактически осуществлялась с подтвержденными сведениями о доходах за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако сведений об уплате ею страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за эти периоды в данных материалах не содержатся, и истцом таких документов не представлено.
Сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица Будановой Н.А. в ПФР также не содержат никаких данных об уплате истицей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанные годы, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для исчисления пенсии с учетом указанных периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности даже не смотря на то, что деятельность ею фактически велась, имелся доход, и уплачивались налоги.
Однако суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования относительно периода осуществления ею предпринимательской деятельности с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 08.01.1998 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1998" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" также признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения п. п. "б" и "в" ст. 1 Федерального закона от 04.01.1999 и абз. 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 в отношении правового регулирования страховых взносов в ПФР для плательщиков. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, данные нормы нарушают конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, в том числе его субъекта и облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Как считает Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель не предусмотрел социально справедливую дифференциацию страховых взносов для различных категорий граждан, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме того, снизив для них тарифы с 28 до 20,6%, он не обеспечил соотносимость уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемого социального обеспечения.
Помимо этого, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим ст. 57 Конституции Российской Федерации придание нормам абзацев 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 обратной силы применительно к плательщикам страховых взносов в ПФР, которые в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 не должны были их уплачивать в период с 25.08.1998 г. по 31.12.1998, поскольку этим нарушается конституционный принцип - положение плательщиков при возложении на них налоговых обязательств ухудшается. Законодатель вовремя не установил нового правового регулирования в отношении этих плательщиков по уплате ими страховых взносов только в периоды с 01.01.1997 по 10.02.1997 и с 25.08.1998 по 31.12.1998, поэтому они имеют право на включение указанных периодов в порядке возмещения вреда в страховой и трудовой стаж, дающий право на пенсию; подлежащими пересмотру в установленном порядке положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" в соответствии с ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" как воспроизводящие нормы Федерального закона от 04.01.1999, признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации. До установления законодателем нового правового регулирования эти плательщики уплачивают страховые взносы за 1999 - 2000 в размере, установленном Федеральными законами от 04.01.1999 и от 20.11.1999 в ПФР - 20,6%, в фонды ОМС - 3,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы в эти фонды подлежат зачету в счет будущих платежей.
Иной порядок исчисления и размер страховых взносов за периоды, не отраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, заявленные истцом в иске, основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 18-П от 23.12.1999 "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 04.01.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год, в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов", суд приходит к выводу о зачете в страховой стаж периода деятельности 25.08.1998 г. по 31.12.1998 г. и перерасчете пенсии с учетом данного периода с даты назначения пенсии, поскольку о таких обстоятельствах участникам пенсионных правоотношений было известно и на дату назначения истцу трудовой пенсии по инвалидности, то есть с 14.12.2009г.
Однако суд находит не подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст. 151 ГК РФ и гл.59 ГК РФ. В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, и специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется, в удовлетворении морального вреда должно быть отказано.
Истцом Будановой Н.А. не представлено каких-либо объективных доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда, выражающееся в нарушении его личных неимущественных прав или иных нематериальных благ со стороны ответчика, в связи с чем заявленные требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
решил:
иск Будановой Н.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о перерасчете пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной Будановой Н.А. трудовой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в подсчет страхового стажа периода предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по наиболее выгодному варианту исчисления.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в подсчет страхового стажа периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по наиболее выгодному варианту исчисления.
В удовлетворении остальной части требований Будановой Н.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова.