Дело № 2-51/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Павловой Е.А., при секретаре Чумаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район», ООО «Регистр. Кичера» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил суд обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» принять меры для составления проектно-сметной документации, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации для проведения строительных новых очистных сооружений п.Кичера Северобайкальского района республики Бурятия, обязать ООО «Регистр. Кичера» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем возмещения вреда, причиненного водному объекту Кичера в сумме 8 720 руб.
Требования мотивированы тем, что проведении проверки работы очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал, с привлечением Байкальского управления Росприроднадзора, лаборатории ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, установлено, что ООО «Регистр.Кичера» осуществляло эксплуатацию очистных сооружений в п.Кичера в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, то есть допускалось самовольное использование водного объекта р.Кичера для сброса сточных вод без разрешительных документов, в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, что является нарушением п.2ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ, ч.4 ст. 23, ч.1 ст. 39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. При проведении проверки специалистами лаборатории ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, обнаружено превышение допустимого содержания веществ в сточных вводах при сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон байкальской природной территории. Сточные вводы недостаточно отчищенные, что повлекло загрязнение р.Кичера и озера Байкал. По результатам проверки Байкальской природной территории озера Байкал, с привлечением Байкальского управления Росприроднадзора произведен расчет ущерба, причиненному водному объекту р.Кичера, что составило 8 720 руб. таким образом очистные сооружения п.Кичера находятся в неисправном состоянии. Вода р.Кичера используется для питьевых целей, бытовых и иных целей гражданами п.Кичера.
Определением суда от 23.01.2018г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики Бурятия.
В судебном заседании представители прокурора Бочарова Е.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, установить срок для получения заключения администрации МО «Северо-Байкальский район» в срок один год с момента вступления в законную силу решения суда.
Суду пояснили, что в настоящее время по указанию Президента Российской Федерации в рамках программы по защите озера Байкал проводятся работы по реконструкции всех очистных сооружений вблизи озера. Решается вопрос о выделении денежных средств из средств федерального бюджета для строительства и реконструкции очистных сооружений. Для реализации указанных Программ необходимо, чтобы собственники данных сооружений, в данном случае администрация МО «Северо-Байкальский район», разработала проектно-сметную документацию и получила положительное заключение государственной экспертизы. После чего из федерального бюджета будут выделены средства на выполнение работ по реконструкции и ремонту очистных сооружений. В настоящее время такой проект не разработан.
По требованиям к ООО «Регистр. Кичера» просили суд учесть, что данное предприятие осуществляет сброс сточных вод в ведём, который сообщается с рекой Кичера и далее в о.Байкал. По результатам лабораторных исследований установлено, что имеются завышенные показатели нормативов, что ведет к загрязнению реки Кичера и озера Байкал.
Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. возражала в удовлетворении иска, стоимость указанных работ составляет около 2,3 мил. руб., неоднократно обращались в Минстрой о выделении средств. В случае удовлетворения иска, просят предоставит срок для исполнения решения суда.
Представитель ООО «Регистр. Кичера» по доверенности Воробьева Е.Н. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, предоставила отзыв согласно которого ООО «Регистр. Кичера» осуществляет свою деятельность только с 01.09.2017 г., в проверяемы период услуги по эксплуатации очистных сооружений осуществляло ООО «Регистр.Кичера» ОГРН 1160327055415, которое находиться на стадии ликвидации.
Представители Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание не явились. О слушании дела уведомлены надлежаще, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что объекты очистных сооружений, расположенные по адресу: Республика Бурятия Северо-Байкальский район п.Кичера и находятся в муниципальной собственности.
В соответствии с концессионным соглашением № 7 от 20.07.2016 г. заключенного между МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» и ООО «Регистр. Кичера» о пользовании муниципальным имущества водных объектов водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, станция биологичкой очистки переданы в пользование ООО «Регистр.Кичера». Указанное соглашение с 31.08.2017 г. расторгнуто.
Согласно материалам проверки Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которая проводилась в период с 07.08.2017 по 11.08.2017 очистные сооружения ООО «Регистр.Кичера» построены в 1986 году и предназначены для очистки сточных вод п.Кичера. Проектная производительность очистных сооружений 400 м/куб/сут., фактическая 100 м.куб./сут. Абонентами очистных сооружений являются объекты АО РЖД, амбулатория, школа, детсад «Мишутка», администрация поселка, население п.Кичера и после очистки сбрасываются в водоём, имеющий непосредственное сообщение с р.Кичерой.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного Кодекса.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
На момент проведения проверки в ООО «Регистр. Кичера» решение о предоставлении водного объекта в пользование отсутствует.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее-Закон), хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, формативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 указанной нормы закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
Частью 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из акта проверки, проведенной Байкальским управлением Росприроднадзора от 07.08.2017 г. – 11.08.2017 г. следует, что ООО «Регистр. Кичера» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект без установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС). Проект нормативов допустимых сбросов не разработан, нормативы НДС не установлены, отсутствует разрешение на сброс веществ и микроорганизмов, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей.
Указанные доводы представителей истца ответчиком не оспорены.
Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов Предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Согласно части 7 статьи 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Кроме того, в результате проверки состояния очистных сооружений было установлено, что ООО «Регистр. Кичера» осуществляет сброс очищенных сточных вод после очистных сооружений п.Кичера в водный объект р.Кичера с 20.07.2016 г. по 31.08.2017 года. В составе сбрасываемых вод присутствуют следующие химические вещества: аммоний-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфор фосфатов, сульфат-ион, хлорид-ион, нефтепродукты, взвешенные вещества. При этом сброс химических веществ в р. Кичера ведется в отсутствие разрешения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природное территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
В силу ч. 2 ст. 39 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Из акта проверки следует, что сброс сточных вод ООО «Регистр. Кичера» после их очистки осуществляет в водоем сообщающийся с р.Кичера, которая является водосборной рекой для озера Байкал.
Сброс химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах центральной и буферной зон Байкальской природной территории должен осуществляться в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства Природных ресурсов РФ от 05.03.2010 № 63 (приложение 1, табл. 3, допустимое содержание веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной зон БПТ (далее - нормативы по Байкалу).
В ходе проверки с 07 по 09 августа 2017 года специалистами Усть-Кутского отдела Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведены отборы проб сточных и природных вод р. Кичера.
Результаты анализов природных и сточных вод, проведенных Усть-Кутским отделом (Аттестат аккредитации № RA.RU.512318 от 27.07.2015, бессрочный, выдан Федеральной службой по аккредитации) на основании протоколов испытаний указывают, что при сбросе сточных вод с очистных сооружений в вводный объект отмечается превышение нормативов по Байкалу, что является нарушением ч. 4 ст. 35, ч.4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
В результате проверки установлен факт влияния сбросов загрязняющих веществ сточными водами очистных сооружений ООО «Регистр. Кичера» на реку Кичера, произведен расчет вреда, причинённый водному объекту. Ущерб рассчитан по Методике исчисления размера вреда, причинённого водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства, утвержденного приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87. Ущерб составил 8720 руб.
Из указанного следует, о нарушении ООО «Регистр. Кичера» требований законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природоохранной территории озера Байкал.
В силу чего, требования прокурора о понуждении устранить требования природоохранного законодательства путем возложения обязанности ООО «Регистр. Кичера» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем возмещения вреда, причиненного водному объекту Кичера в сумме 8 720 руб., подлежат удовлетворению.
Также в ходе проверки работы очистных сооружений установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - ПТЭ), что создаёт угрозу причинения вреда окружающей среды в виде загрязнения воды в реке Кичера, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.
ПТЭ регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно пункту 1.1.28. ПТЭ организация ВКХ должна осуществлять содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки; организацию капитального и планово-предупредительных ремонтов.
Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973г. № 279 утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (далее - Положение), которое устанавливает правила эксплуатации и ремонта производственных зданий со всеми строительными конструкциями, санитарно-техническими устройствами, водопроводно-канализационных сооружений, сетей теплофикации и газоснабжения, электроснабжения и связи, а также различных эстакад, платформ, открытых складов и других сооружений.
Из содержания раздела 2 указанного Положения следует, что производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением, подвергаться периодическим техническим осмотрам.
В соответствии с п. 3.11 Положения к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена
изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999г. № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно п. 3.3.1 указанных Правил к числу основных задач эксплуатации очистных сооружений и установок относится организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.
Муниципальным образованием «Северо-Байкальский район» за время нахождения в муниципальной собственности очистных сооружений капитальный ремонт, реконструкция очистных сооружений не проводились.
Доводы представителя ответчика о том, что они неоднократно обращались в Минстрой о выделении денежных средства не обоснованы, предоставлены только письма от администрации района в Минстрой о разрешения финансирования от 17.01.2017 г. 14.12.2015, хотя очистные сооружения были построены еще в 1986 году. В течении длительного времени вопрос о финансировании не был разрешен.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 2,4 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайны к ситуаций на водных объектах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Судом установлено, что очистные сооружения расположены в границах водоохранной зоны реки Кичера на Байкальской природной территории озера Байкал.
Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ к вопросу местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ предоставленных суду доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняет реку Кичера, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку расположены на водосборной площади озера Байкал. Данные обстоятельства не отрицались участниками процесса, доказательств обратного суду не приведено.
Следовательно, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений в п.Кичера, результатом чего является сброс недостаточно- очищенных сточных вод в реку Кичера, приводит к загрязнению водоёмов, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.
Таким образом, администрация МО «Северо-Байкальский район » как собственник очистных сооружений до настоящего времени не исполнила требования законодательства по разработке проектной документации на реконструкцию очистных сооружений с биологической очисткой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в п.Кичера, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы с учетом требований законодательства об охране озера Байкал.
Отсутствие проектной документации влечет невозможность в дальнейшем реконструкции очистных сооружений и, следовательно, нарушение требований природоохранного законодательства.
В связи с чем, суд признает обоснованными требования прокурора о возложении обязательств по выполнению указанных работ на администрацию МО ««Северо-Байкальский район ».
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как следует материалам дела, прокурор обращается в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, т.к. нарушение требований природоохранного законодательства прежде всего негативно сказываться на интересах Российской Федерации, которая в силу ст. 42 Конституции РФ гарантировала каждому право на благоприятную окружающую среду, на права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих как на территории п.Кичера, так и пользующихся природными ресурсами, такими как река Кичера и озеро Байкал, нарушает положения Федерального Закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют каждому право на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что на выполнение возлагаемых на ответчиков обязанностей потребуется длительное время и значительные денежные средства, суд считает возможным установить для них срок для исполнения решения суда один год с момента его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» Республики Бурятия принять меры к разработке и получению проектно-сметной документации, получению положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации для проведения реконструкции очистных сооружений, расположенных по адресу: Республика Бурятия Северо-Байкальский район п.Кичера., с учётом требований законодательства об охране озера Байкал. Установить срок исполнения решения суда один год с вступления решения в законную силу.
Обязать ООО «Регистр. Кичера» ОГРН 1160327055415 устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем возмещения вреда, причиненного водному объекту Кичера в сумме 8 720 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята 19.02.2018г.
Председательствующий судья: Е.А. Павлова