Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - ФИО4
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрация <адрес> и Департамент городского хозяйства администрации <адрес>, о признании действий незаконными и взыскании излишне уплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании действий незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств и возложении обязанности выполнить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что он – истец проживает в <адрес> в пгт. Заозерное <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. В период с декабря 2016 года по июнь 2017 года жилой <адрес> находился в управлении и обслуживании у МУП «<данные изъяты>», а в период с июля 2017 года по август 2018 года - в управлении и обслуживании у ООО «<данные изъяты>». Собственником занимаемого им – истцом жилого помещения является муниципалитет, который согласно ст. 39 ЖК РФ несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома соразмерно квадратным метрам, которые есть в доме, где он – истец проживает и должен оплачивать все жилищные услуги. Полномочным органом местного самоуправления <адрес> – Департаментом городского хозяйства установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в размере 5,28 руб. за 1 кв. м. Договор между МУП «РКЦ» и МУП «УК «<данные изъяты>» на оказание услуг был заключен ДД.ММ.ГГГГ, действие указанного договора прекращено в июне 2017 года в связи с прекращением деятельности МУП «УК «<данные изъяты>» путем реорганизации в форме присоединения к МУП «Мир» городского округа Евпатория. Согласно ч. 16 ст. 155 ЖК РФ между МУП «РКЦ» и ООО «<данные изъяты>» заключался агентский договор на оказание услуг с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оплату он – истец производил ООО «<данные изъяты>» через МУП «РКЦ» городского округа Евпатория. Общим собранием собственников в многоквартирном доме по <адрес> на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ выбрана управляющая компания ООО «<данные изъяты>», утвержден проект договора управления и установлен размер за содержание жилого помещения в многоквартирном доме – 13,00 руб. за 1 кв. м. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Донузлав» приступил в управлению домом. Являясь нанимателем жилого помещения, он – истец не принимал участия в этих собраниях, так как не обладает правом выбора и способа управления. Вместе с тем, со стороны ООО «<данные изъяты>» для него – истца, как нанимателя жилого помещения, производилось начисление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере, превышающем установленный органами местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения, для нанимателей по договорам социального найма муниципального жилищного фонда. Считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленной договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем жилого помещения в согласованном с управляющей компанией порядке. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги. Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома лишь в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органом местного самоуправления, и соответствующей платой для собственников помещений, предполагает обязанность наймодателя по ее перечислению в адрес управляющей организации. Поскольку оплата незаконно начисленных (завышенных) сумм была им – истцом проведена в пользу ответчика за период с июля 2017 года по август 2018 года в сумме 10 133 руб., то данная сумма подлежит возврату ему - истцу путем взыскании ее с ответчика. ДД.ММ.ГГГГ им – истцом в адрес ответчика была направлена соответствующая претензия, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении претензии было отказано. Просит суд признать незаконными действия ответчика по начислению ему – истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2018 года платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, превышающем установленный органами местного самоуправления, взыскать с ответчика в его – истца пользу излишне полученную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по статье техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования плату в размере 10 133 руб., обязать ответчика произвести ему – истцу перерасчет излишне полученной платы за содержание по статье техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 133 руб.
В ходе рассмотрения дела истцом ФИО2 заявленные исковые требования были уточнены и в соответствии с окончательной редакцией искового заявления просил суд признать незаконными действия ответчика по взиманию платы в размере 10 133 руб. за содержание по статье техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в его – истца пользу переплаченную плату в сумме 10 133 руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО5 заявленный иск поддержали, дали суду пояснения, аналогично изложенному в исковом заявлении, просили суд уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО6 и представитель третьего лица Администрации <адрес> ФИО7 исковые требования ФИО2 не признали и пояснили, что начисления истцу, как нанимателю жилого помещения, производятся в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, в связи с чем основания для возврата ему каких-либо сумм на данный момент отсутствуют. Просили суд в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, причины неявки суду не сообщил, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращался. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы истца и его представителя, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией <адрес>, истец ФИО2 является нанимателем жилого помещения - <адрес> в пгт. Заозерное <адрес> (т. 1 л.д.5-6).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в пгт. Заозерное <адрес> избран способ управления указанным многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «<данные изъяты>», определена структура платы на содержание и ремонт общего имущества, установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 13 руб. 00 коп. за 1 кв. м площади, и с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» приступил к управлению указанным многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2, как нанимателю жилого помещения общей площадью 60,2 кв. м, расположенного в вышеуказанном многоквартирном доме, производилось начисление платы за содержание и ремонт общего имущества по тарифу 13 руб. за 1 кв. м общей площади в сумме 782 руб. 60 коп. ежемесячно, всего за указанный период начислено 10 956 руб. 40 коп., из которых 10 133 руб. им – ФИО2 оплачено, что подтверждается справкой о состоянии лицевого счета № руб. от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 11).
Заявляя исковые требования о признании незаконными действий ОО «<данные изъяты>» по взиманию платы в размере 10 133 руб. за содержание по статье техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возврате ему - истцу указанной суммы как переплаченной, указывает о том, что наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома лишь в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом, и наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органом местного самоуправления, и соответствующей платой для собственников помещений, предполагает обязанность наймодателя по ее перечислению в адрес управляющей организации.
Однако данные исковые требования и доводы истца в их обоснования суд считает ошибочными исходя из следующего.
Так, из п.п. «з» п. 4 заключенного между Администрацией <адрес> и истцом ФИО2 договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний обязался своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание общего имущества с учетом внесения платы за содержание жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в сумме 14,23 руб. за 1 кв. м.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в сумме 17,4 руб. за 1 кв. м.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в пгт. Заозерное <адрес> утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в сумме 13 руб. 00 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, поскольку органом местного самоуправления установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 14 руб. 23 коп., а в последующем в размере 17,4 руб., в то время как истцом согласно решению общего собрания оплачивается плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 14 руб. 00 коп., то есть в меньшем размере, нежели установлено органом местного управления, а не большем, наличие переплаты истца по указанным платежам судом не установлено.
Доводы истца ФИО2 о том, что с него взыскивается двойная плата по договору социального найма жилого помещения, суд считает необоснованными, поскольку из представленных суду сведений ФИО2 ежемесячно выставляется счет на оплату в пользу Департамента городского хозяйства администрации <адрес> платы за найм жилого помещения в размере 5 руб. 28 коп. за 1 кв. м площади, и на оплату в пользу управляющей многоквартирным домом организации – ООО «УК «<данные изъяты>» платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 14 руб. за 1 кв. м, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, предусматривающим структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: - плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); - плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ). В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
При этом согласно п. 12 указанного постановления наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы истца, изложенные им в обоснование заявленных исковых требований, противоречат как требованиям действующего законодательства, так и фактическим обстоятельствам по делу.
Доводы истца о том, что представленный представителем ответчика ООО «<данные изъяты>» протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников многоквартирного <адрес> в пгт. Заозерное <адрес> является подложным, суд считает необоснованными и не подтвержденными надлежащими и допустимыми доказательствами. Сведения о том, что указанный протокол оспорен в установленном законом порядке, признан недействительным или противоречащим действующему законодательству - суду не представлены и в материалах дела не содержатся.
Согласно ст. 12 ГПК Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основаниям.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований ФИО2 и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░