Дело № 12-496/2021
Решение
г. Верхняя Пышма 13 декабря 2021 года
Судья Верхнепышминского городского суда Свердловской области Колесова Ю.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Авчиника Виктора Адамовича на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Вотинцевой С.Н. от 04.10.2021, вынесенное заместителем прокурора г. Верхняя Пышма Бондарем О.О.,
установил:
Определением от 04.10.2021, вынесенным заместителем прокурора г. Верхняя Пышма В., по итогам рассмотрения обращения А отказано возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Б
А обратился с жалобой на указанное определение, просит его отменить, ссылаясь на неправильное толкование должностным лицом прокуратуры норм федеральных законов, и не применение правовых актов, которые следовало применить, а именно п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.07.2017 №- 217 ФЗ, предусматривающих обязанность на председателя СНТ рассмотреть заявления членов товарищества. Срок рассмотрения обращения установлен в 30 дней (ст. 12 Закона № 59-ФЗ). Полагает, что в силу ст. 2.4 КоАП РФ председатель СНТ подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо и является субъектом административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ.
В судебном заседании А поддержал требование об отмене определение по указанным в жалобе основаниям.
Помощник прокурора Верхняя Пышма Милютина Н.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.10.2021 законным и обоснованным.
Заслушав заявителя жалобы и помощника прокурора, исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Обжалуемым определением от 04.10.2021, вынесенным заместителем прокурора г. Верхняя Пышма В, по итогам рассмотрения обращения А отказано возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Б по основанию, что СНТ № 94 «Ясная поляна» не выполняет публично значимые функции по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», вследствие чего председатель СНТ № 94 «Ясная поляна» Б не может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Б вынесено в соответствии со следующим положениями действующего законодательства.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ, данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года N 19-П указал, что обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П).
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, СНТ № 94 «Ясная поляна» являющееся юридическим лицом, осуществляет деятельность, предусмотренную статьей 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Владелец земельного участка в СНТ № 94 «Ясная поляна» А 03.08.2021 обратился к председателю СНТ № 94 «Ясная поляна» с заявлением об ознакомлении с протоколами судебных заседаний правления, которое не было своевременно рассмотрено.
В рассматриваемом случае правоотношения владельца земельного участка в СНТ с некоммерческой организацией, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества носят гражданско-правовой характер в сфере управления ведения садоводства и огородничества на садовых земельных участках и огородных земельных участков и не свидетельствуют об осуществлении данной некоммерческой организацией публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
В связи с изложенным председатель правления СНТ № 94 «Ясная поляна» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоА РФ, в связи с чем заместителем прокурора г. Верхняя Пышма правомерно отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Б, в связи с чем в удовлетворении жалобы А следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
определение от 04.10.2021, вынесенное заместителем прокурора г. Верхняя Пышма В. об отказе возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении председателя СНТ № 94 «Ясная поляна» Б оставить без изменения, а жалобу А – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья Ю.С. Колесова