Судья Буш В.Е. |
№ 33а-1164/2021 10RS0017-01-2020-001681-80 2а-1181/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.04.2021 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиСильченко Р.П.,
судей Данилова О.И., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30.12.2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия к Кокотову И. В. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговых требованиях, направленных в адрес налогоплательщика, налоговый орган просил суд взыскать с Кокотова И.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 89 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 1 руб. 32 коп., недоимку по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере1 842 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 162 руб. 31 коп.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. С административного ответчика взысканы недоимка и пени в указанном размере, в доход бюджета Сортавальского муниципального района – государственная пошлина 400 руб.
С состоявшимся по делу судебным постановлениемне согласенКокотов И.В., в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на оплату транспортного налога за 2017 год в размере 640 руб. 17.08.2018, в связи с чем полагает необоснованным начисление пени на указанную недоимку. Считает несостоятельным начисление транспортного налога за 2018 году в размере 1833 руб. в отношении моторной лодки Р-21-27ШС, поскольку она была приобретена в 1987 году, а право собственности на нее было утрачено в 1989 году, на лодке был установлен мотор «Вихрь 25 л.с.».
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела с учетом положений п.1 ст.165.1 ГК РФ извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, чтоКокотову И.В.:
- на праве общей совместной собственности с 08.10.1999принадлежит помещение с кадастровым номером (...);
- с 24.12.2011по 31.05.2018 принадлежало транспортное (...), мощностью 64л.с., тип ТС – легковой универсал;
- с 17.04.2018принадлежит транспортное (...), мощностью203л.с., тип ТС – легковой универсал;
- в период с 06.06.1990 по 23.11.2018 принадлежало маломерное моторное судно (...), сведения о двигателеу регистрационного органа отсутствуют (л(...)).
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:жилой дом;квартира, комната;гараж, машино-место;единый недвижимый комплекс;объект незавершенного строительства;иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.5 настоящего Кодекса (п.1ст.402 НК РФ).
Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 01.11.2016 №2058-ЗРК «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»на территории Республики Карелия установлена единая дата порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2017 года.
Пунктами 1, 3, 5, 8 ст.408 НК РФ регламентировано, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п.1 настоящей статьи с учетом положений п.8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п.9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п.п.4 - 6 настоящей статьи;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст.403 настоящего Кодекса, без учета положений п.п.4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п.п.4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст.404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст.403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст.403 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
Пунктом 1 ст.358 НК РФ регламентировано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп.1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства (пп.1, 3 п.1 ст.359 НК РФ).
Пунктом 3 ст.362 НК РФ регламентировано, что если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 (.....)(срок уплаты – не позднее 03.12.2018) Кокотову И.В. за 2017 год начисленналог на имущество физических лиц в отношении помещения с кадастровым номером (...) в размере 40 руб.; в отношении транспортного средства (...) за 12 мес. владения начислен транспортный налог в размере 640 руб. ((...)).
В связи с неисполнением налоговой обязанности 11.02.2019 ответчику выставлено требование (.....), в котором обозначена необходимость уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 40руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0 руб. 71 коп., недоимки по транспортному налогу в отношении транспортного средства (...), в размере 640 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 11 руб. 34 коп.в срок до 08.04.2019 (л(...)).
За 2018 год (срок уплаты не позднее 02.12.2019, уведомление (.....) от 04.07.2019) Кокотову И.В. начисленналог на имущество физических лиц в отношении помещения с кадастровым номером (...) в размере 49 руб.; транспортный налог в отношении транспортного средства транспортного средства (...) за 5 мес. владения в размер 285 руб., в отношении транспортного средства (...), за 8 мес. владения – 10 150 руб., в отношении маломерного моторного судна (...) за 11 мес. владения – 1833 руб. (...)
В связи с неисполнением налоговой обязанности 31.01.2020КокотовуИ.В. выставлено требование (.....), в котором обозначена необходимость уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 49руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 0 руб. 61 коп., недоимки по транспортному налогу в размере 12 268 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 152 руб. 12 коп.в срок до 09.04.2020 (л(...)).
В связи с неисполнением налоговой обязанности 22.05.2018 ответчику выставлено требование (.....), в котором обозначена необходимость уплаты недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 1972 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 1 руб.90 коп.в срок до 17.07.2018 (...)
Направление административному ответчику налоговых уведомлений и требований подтверждается реестрами почтовых отправлений (...)
По общему правилу, установленному п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй п.2 ст.48 НК РФ в прежней редакции).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 08.06.2020(в шестимесячный срок со дня, когда сумма недоимки превысила 3 000 рублей).
16.06.2020 мировым судьей судебного участка №2 г. Сортавала Республики Карелияв связи с поступлением от должника возражений было вынесено определение об отмене судебного приказа от 09.06.2020о взыскании с Кокотова И.В. вышеуказанных недоимок и пени.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
11.12.2020, то есть в установленный законом срок, налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление.
Решением Совета Сортавальского городского поселения от 27.10.2016 №180(с учетом решений от 28.02.2017 №200, от 28.12.2017 №20, 29.01.2018 №22) с 01.01.2017 установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (для жилых домов, квартир, комнат - 0,1%).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса (п.2 ст.408 НК РФ).
Согласно представленным в налоговый орган сведениям кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером (...), в 2017 году составила 648702 руб. 90 коп (налоговая база с учетом положений п.3 ст.403 НК РФ составила 427 302 руб.), в 2018 году – 908504 руб. 51 коп. (налоговая база с учетом положений п.3 ст.403 НК РФ составила 598434 руб.).
Таким образом, на Кокотове И.В. лежала обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 40 руб. (((427 руб.30 коп. – 92 руб.)*0,2+92 руб.)*1/4*12/12)), за 2018 год в размере 49 руб. ((((598 руб.43 коп. – 92 руб.)*0,4+92 руб.)*1/4*12/12)) – 25 руб. (налоговая льгота)).
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы с административного ответчика подлежат взысканию пени за период с 04.12.2018 по 10.02.2019 в размере 0 руб. 71 коп., за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в размере 0 руб. 61 коп, а всего 1 руб. 32 коп.
Статьей 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» ставка транспортного налога для легковых автомобилей с объемом двигателя до 100л.с. включительно на 2015, 2016 года составляла 6 руб. за каждую лошадиную силу, на 2017 год – 10 руб. за каждую лошадиную силу, на 2018 год –10 руб. за каждую лошадиную силу;для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно на 2018 год – 75 руб. за каждую лошадиную силу; для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели (с единицы транспортного средства), на 2018 год – 2000 руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из ответа инспекторского отделения (г. Сортавала) центра Государственной инспекции по маломерным судам (л.д.50, 96) следует, что за Кокотовым И.В. в период с 06.06.1990 по 23.11.2018 было зарегистрировано маломерное моторное судно (...). При таких обстоятельствах налоговойинспекциейпосле получения от органа, осуществляющего регистрацию маломерных судов, соответствующих сведений обоснованно начислен административному ответчику налог в отношении указанного водного транспортного средства за 11 месяцев 2018 года. Документов, подтверждающих утрату указанного транспортного средства и обращение в регистрационный орган с соответствующим заявлением, налогоплательщиком ни в налоговый орган, ни в суд не представлено. Учитывая, что у регистрирующего органа отсутствовали сведения о двигателе, установленном на маломерном моторном судне (...),Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Карелия налоговая база в отношении названного транспортного средства определена в соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.359 НК РФ (с единицы транспортного средства).
Кроме того за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 годы по налоговому уведомлению (.....) от 23.03.2018 с Кокотова И.В. подлежат взысканию пени за период с 18.05.2018 по 21.05.2018 в размере 0 руб. 71 коп., за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год по уведомлению (.....) от 04.07.2019 с административного ответчика подлежат взысканию пени за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в размере 150 руб. 26 коп.
Относительно взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017 год судебная коллегия учитывает следующее.
В представленной Кокотовым И.В. квитанции об оплате транспортного налога (чек-ордер, дата операции – 17.08.2018, сумма платежа – 640 руб. ((...)))плательщиком не был указан конкретный налоговый период, что не исключало возможности налогового органа зачесть указанный платеж в счет недоимки прошлых лет (2014 год), которая имелась у административного ответчика.Таким образом, на момент выставления требования (.....) по состоянию на 11.02.2019 задолженность по транспортному налогу за 2017 год составляла 640 руб.
Согласно информации, представленной на запрос суда апелляционной инстанции, 08.07.2020 налоговым органом была списана задолженность по транспортному налогу на общую сумму 800 руб., в том числе 631 руб. за налоговый период 2014 года; в результате проведенных мероприятий остаток задолженности по транспортному налогупо требованию (.....) по состоянию на 11.02.2019 составляет 9 руб. (л(...)).С учетом изложенных обстоятельств на административном ответчике лежит обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 9 руб.
Применительно к обоснованности взыскания пени в размере 11 руб. 34 коп.административным истцом представлен расчет, из которого следует, что указанные пени начислены на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 640 руб.
В силу п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.02.2015 №422-О, положения ст.75 НК РФ не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Принимая во внимание акцессорный характер пени по отношению к сумме неуплаченного налога, а также то обстоятельство, что налоговым органом самостоятельно были проведены мероприятия по списанию недоимки по требованию (.....) по состоянию на 11.02.2019 в размере 631 руб., начисление пени на недоимку в размере 640 руб. судебная коллегия находит необоснованным.
При таких обстоятельствах взысканию с Кокотова И.В. подлежат пенив размере 0 руб. 16 коп., начисленные на недоимку по транспортному налогу в размере 9 руб. за 2017 год, за указанный административным истцом исковой период - с 04.12.2018 по 10.02.2019 (с 04.12.2018 по 16.12.2018 – 0 руб. 03 коп., с 17.12.2018 по 10.02.2019 – 0 руб. 13 коп.).
С учетом изложенного на основании п.4 ст.309 КАС РФ судебная коллегия изменяет решение суда первой инстанции в части взыскания пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принимает по делу в данной части новое решение, изложив резолютивную часть решения в иной редакции.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30.12.2020 по настоящему делу изменить в части взыскания пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в этой части принять по делу новое решение, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Кокотова И. В., (.....) года рождения, (...), зарегистрированного по адресу: (...), в бюджет недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 89 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за периоды с 04.12.2018 по 10.02.2019, с 03.12.2019 по 30.01.2020 в общем размере 1руб. 32 коп., недоимку по транспортному налогу за 2017-2018 годы вразмере 1842 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за периоды с 18.05.2018 по 21.05.2018, с 03.12.2019 по 30.01.2020, с 04.12.2018 по 10.02.2019 в общем размере 151 руб. 13 коп., а всего – 2083руб. 45 коп.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Взыскать с Кокотова И. В. в доход бюджета Сортавальского муниципального района государственную пошлину 400руб.».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи