Решение по делу № 2-826/2018 от 18.12.2018

Дело №2-826/2018

Решение

Именем Российской Федерации

«25» декабря 2018 года      п. Демянск

Валдайский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Степановой Ю.П.,

при секретаре Маковой Е.Е.,

с участием помощника прокурора Демянского района Беляевой А.С.,

представителя ответчика – Администрации Демянского муниципального района Новгородской области – Михайлова С.Ю.,

представителя органа опеки и попечительства – Петровой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Демянского района в интересах Тимофеевой Ольги Николаевны к Администрации Демянского муниципального района об обязании совершить определенные действия - предоставить жилое благоустроенное помещение

установил:

Прокурор Демянского района Новгородской области, действуя в интересах Тимофеевой О.Н. обратился в суд с иском к Администрации Демянского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В заявлении указано, что в результате проведенной по обращению Тимофеевой О.Н. проверки установлено, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ей не представлено. Прокурор просит обязать ответчика предоставить Тимофеевой О.Н. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение по норме предоставления.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.

В судебном заседании помощник прокурора Беляева А.С. исковые требования подержала по мотивам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Михайлов С.Ю. в судебном заседании против заявленных требований не возражал, ссылаясь на доводы, указанные в отзыве.

Представитель органа опеки и попечительства Петрова Е.М. полагала законными и обоснованными заявленные требования, а Тимофеева О.Н., представители третьих лиц Министерства образования Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ имеется основание для рассмотрения дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ.

Из ч.2 статьи 2 Областного закона Новгородской области от 03.10.2012 года № 125-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что новый порядок обеспечения жильем распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего областного закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанным лицам и имевшие право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего областного закона.

Согласно ст. 1 Областного закона Новгородской области от 24 декабря 2013 года № 431-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 11 областного закона от 06.05.2005 N 468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - областной закон "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; по предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет; по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок и их заключение в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; по предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений во исполнение вступивших в законную силу решений судов.

Следовательно, в силу приведенных норм, для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма необходимы следующие условия: нуждаемость в жилом помещении, достижение возраста 18 лет и наличие не реализованного до вступления в законную силу Федерального закона Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года права на предоставление жилого помещения.

Из объяснений участников судебного разбирательства и материалов дела следует, что Тимофеева О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучалась в ГБПОУ «<адрес> колледж искусств им. ***», но ДД.ММ.ГГГГ была отчислена по собственному желанию.

В собственности Тимофеева О.Н. жилого помещения не имеет, что следует из совокупности письменных материалов дела, проживает в съемной квартире.

Тимофеева О.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29 апреля 2013 года за № 385 Тимофеева О.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании невозможности проживания в жилом помещении, общая площадь которого, приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, суд также полагает, что не указание срока исполнения настоящего решения суда не нарушает права ответчика, поскольку согласно общим принципам судопроизводства, решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Демянского района, действующего в интересах Тимофеевой Ольги Николаевны к Администрации Демянского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое благоустроенное помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию Демянского муниципального района Новгородской области предоставить Тимофеевой Ольге Николаевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.

Председательствующий Ю.П. Степанова

2-826/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Демянского района
Ответчики
Администрация Демянского муниципального района
Другие
Тимофеева О.Н.
Тимофеева Ольга Николаевна
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
valdaisky.nvg.sudrf.ru
18.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2018Передача материалов судье
18.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018Подготовка дела (собеседование)
21.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2019Дело оформлено
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Подготовка дела (собеседование)
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
25.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее