Решение по делу № 12-110/2021 от 09.03.2021

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань    01.04.2021 года

Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Апостолов К.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛокоТех-Сервис» на постановление Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Курлаевой Н.А. от 28.12.2020 года № 06-1183/2020 по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛокоТех-Сервис»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Курлаевой Н.А. №06-1183/2020 от 28.12.2020г. ООО «ЛокоТех-Сервис» в лице филиала Сервисного локомотивного депо «Астраханское» филиал «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

ООО «ЛокоТех-Сервис» обратилось с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав, что постановление является незаконным, поскольку ООО «ЛокоТех-Сервис» не является субъектом правонарушения, инспектором в области охраны окружающей среды неправильно применены нормы административного законодательства и не было учтено имущественное положение ООО «ЛокоТех-Сервис».

Представители ООО ЛокоТех-Сервис» Якушик Г.Н. и Гецман Т.А. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Должностное лицо вынесшее постановление – Курлаева Н.А. возражала против удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статья 4 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Федеральный закон от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимается - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Под обращениями с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. N80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03»(документ действовал на момент совершения административного правонарушения, документ утратил силу с 01.03.2021г.).

Согласно п.3.1. санитарных правил Временное складирование отходов производства и потребления допускается:

на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;

на приемных пунктах сбора вторичного сырья;

на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;

на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В силу п.3.7 санитарных правил при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Из материалов дела об административном правонарушении №06-1183/2020 следует, что ООО «ЛокоТех-Сервис», эксплуатируя объект находящийся на территории Астраханской области, а именно: Сервисное локомотивное дело «Астраханское» филиал «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушением которых КоАП РФ или законами РФ предусмотрена административная ответственность, 06.08.2020г. допустило сброс отходов непосредственно на почту по адресу: <адрес> в 30 метрах от административного здания, возле места для накопления ТКО. Отходы были расположены на почве, в отсутствии бетонированной площадки, ограждения по периметру земельного участка, а именно в непредусмотренном и оборудованном для накопления отходов месте.

Указное правонарушение совершенно при следующих обстоятельствах: 06.08.2020г. Астраханской транспортной прокуратурой, во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры от 11.06.2020г. №23/1-34-2019/2690, проведена прока соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами I и V классов опасности Сервисным локомотивным депо «Астраханское» филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис». Проверкой установлено, что в соответствии с публичным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду промплощадка Сервисного Локомотивного депо «Астраханское» филиал «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» по адресу: <адрес> является объектом федерального надзора II категории, номер 12-0130-000113-П.

В ходе осмотра по адресному ориентиру: <адрес>, в 30 метрах от административного здания, возле места для накопления ТКО, выявлен факт сброса отходов непосредственно на почву, а именно в непредусмотренном и необорудованном для накопления отходов месте. Площадь захламления составила 4 кв.м.

Несоблюдение юридическим лицом ООО Сервисным локомотивным депо «Астраханское» филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис», в нарушение ст.1, 11, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.2, 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологических требований, тем самым образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ – Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Факт совершения административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и виновность ООО «ЛокоТех-Сервис» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств: материалы проверки Астраханской транспортной прокуратуры, выписка из ЕГРЮЛЮ выписка из ПТО УОНВОС и иными материалами дела.

Должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областями установлены все юридически и фактически значимые обстоятельства, которые подтверждаются представленными доказательствами и получившие правильную оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1, 2, 3 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО Сервисным локомотивным депо «Астраханское» филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушением которого ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод ООО «ЛокоТех-Сервис» о том, что обнаруженное место сброса отходов находится за территорией, эксплуатируемой ООО «Локо-Тех-Сервис» считаю необходимым оценить критически, поскольку надлежащими доказательствами это не подтверждено. Напротив, материалами проверки установлен факт сброса отходов, образовавшихся в результате осуществления деятельности именно Сервисного локомотивного депо «Астраханский» филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис». Данные обстоятельства подтверждаются том числе согласием должностного лица: главного инженера Сервисного локомотивного депо «Астраханское филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» ФИО4 с постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01.09.2020г.

Так же несостоятельным является довод о том, что Росприроднадзор не имел право привлекать ООО «ЛокоТех-Сервис» к административной ответственности, поскольку прокурором дело было возбуждено в отношении должностного лица. Составление протоколов и привлечения к административной ответственности юридических лиц входит в полномочия инспекторов в области охраны окружающей среды. Таким образом, установив наличие в действиях ООО «ЛокоТех-Сервис» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела, возбужденного в отношении должностного лица, административный орган имел право составить протокол и привлечь к ответственности и юридическое лицо.

Вместе с тем, полагаю, что имеются основания для снижения назначенного штрафа до размера, менее минимального размера административного штрафа, поскольку по данному делу предоставлены доказательства тяжелого финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Ввиду указных обстоятельств, приходу к выводу, что размер назначенного юридическому лицу штрафа подлежит снижению.

С учетом имущественного положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, считаю возможным снизить размер административного штрафа юридическому лицу до размера половины минимальной санкции, то есть до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Курлаевой Натальи Александровны от 28.12.2020 г. № 06-1183/2020 в отношении ООО «ЛокоТех-Сервис» в лице филиала Сервисного локомотивного депо «Астраханское» филиал «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного штрафа до 50 000 рублей.

В остальном постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья    подпись    Апостолов К.В.

12-110/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Локотех-Сервис"
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахань
Судья
Апостолов Константин Вадимович
Статьи

8.2

Дело на странице суда
leninsky.ast.sudrf.ru
09.03.2021Материалы переданы в производство судье
01.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее