Дело № 21-741/2019
Судья Альгешкина Г.Н.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
28 ноября 2019 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лебедева С.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 12 июля 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Лебедева С.Н.,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года, директор ООО «<данные изъяты>» Лебедев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Лебедев С.Н. просит постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи отменить, прекратить производство по делу. Указывает, что отчеты по форме №2-ТП и МСП за 2018 год предоставлены в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике своевременно (18 января 2019 года и 14 января 2019 года) через личный кабинет природопользователя в электронном виде с применением квалифицированной электронной подписи, и приняты Управлением без замечаний. Обращает внимание на то, что согласно Федеральному Закону от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлена до 1 января 2025 года.
Проверив дело в полном объеме, выслушав Лебедева С.Н. и защитника Понятова И.В. по доводам жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствиепредставителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение обязанностей, возложенных санитарными правилами.
Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Должностные лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 названного Федерального закона).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона N89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 10 августа 2017 года №529 утверждена форма федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления №2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению; Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года №30 - Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее- отчетность МСП).
Согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов на должностном лице лежит обязанность представлять достоверные сведения о деятельности Общества по обращению с отходами в отчетах: по форме №2-ТП (отходы) и МСП.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
С 1 января 2019 года статья 18 Федерального закона N89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом переходных положений, установленных подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Закона N496-ФЗ, на субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, возложена обязанность по получению комплексного экологического разрешения.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административно правонарушения.
В соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике на 2019 год, утвержденным приказом от 26 октября 2018 года №582-п, была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «<данные изъяты>» требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой выявлены нарушения должностным лицом требований действующего законодательства Российской Федерации, выразившихся: в предоставлении отчетности по форме №2-ТП (отходы) и МСП за 2018 год, содержащих недостоверные сведения; в отсутствии разработанного и утвержденного норматива образования отходов и лимита на их размещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 13 июня 2019 года, протокола об административном правонарушении от 1 июля 2019 года №11-66 и вынесения постановления от 12 июля 2019 года N11-54 о привлечении должностного лица к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, основаны на неверном толковании норм права, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене обжалуемых актов.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства о принятии директором ООО «<данные изъяты>» Лебедевым С.Н. в ходе осуществления своей деятельности всех зависящих от него мер по соблюдению Федеральных законов от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, от 21 июля 2014 года №219-ФЗ, приказов Росстата от 10 августа 2017 года №529, Минприроды России от 16 февраля 2010 года №30.
Наказание Лебедеву С.Н. назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решила:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № от 12 июля 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Лебедева С.Н. оставить без изменения, жалобу Лебедева С.Н. - без удовлетворения.
Судья С.А. Кузнецова