Дело № 2-824/2023
10RS0004-01-2023-001125-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бломберус Р.А., Бломберуса А.М., Поздняковой Е.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Д.Ю., к Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным,
У С Т А Н О В И Л:
Бломберус Р.А., Бломберус А.М., Позднякова Е.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Д.Ю.. (далее также истцы), обратились в суд с иском к администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелии (далее также ответчик, Администрация) по тем основаниям, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: ......... Постановлением Администрации от 19.10.2020 № 1095 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ........ признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени ответчик не предоставил истцам жилое помещение взамен ранее занимаемого жилого помещения, находящегося в аварийном доме. Ссылаясь на положения жилищного законодательства, истцы просили возложить на Администрацию обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Кондопога, представляющее двухкомнатную (трехкомнатную) квартиру, общей площадью 44,8-50 кв.м.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 15.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Администрация Янишпольского сельского поселения.
В судебное заседание истица Бломберус Р.А., не явилась о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель истцов Бломберус А.М. и Поздняковой Е.М. – Васильева Л.К., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации КМР Ермилова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержав доводы изложенные в письменном отзыве на иск.
Иные лица, участвующие в деле (истцы Бломберус А.М., Позднякова Е.М., представители третьих лиц - Министерства социальной защиты Республики Карелия, Администрации Янишпольского сельского поселения), в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения ч. 1 ст. 57 ЖК РФ предусматривают, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Как следует из содержания ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ........, передано на основании договора социального найма жилого помещения от 23.08.2007 № ... Бломберус Р.А., ее супругу Бломберус М.А. и дочери Бломберус Е.М.
При этом из письменного договора социального найма следует, что указанный договор заключен на основании утерянного ордера.
Как усматривается из поквартирной карточки, в указанном жилом помещении Бломберус Р.А. постоянно зарегистрирована с 20.03.1986, Позднякова (Бломберус) Е.М. – с 16.07.1992, Бломберус А.М. – с 23.10.2007, несовершеннолетний П.Д.Ю.. с 29.12.2017. При этом жилая площадь квартиры составляет 34,2 кв.м, общая площадь – 44.8 кв.м.
Сведения о данном жилом помещении содержатся в публичном реестре ЕГРН, из которого следует, что квартира имеет кадастровый номер № ..., инвентарный номер № ..., ее площадь составляет 44,8 кв.м. Собственником указанного объекта недвижимости является Кондопожский муниципальный район.
Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 19.10.2020 № 1095 жилой дом, расположенный по адресу: ........, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жильцов вышеуказанного дома установлен в течение семи лет.
При этом вышеупомянутый многоквартирный жилой дом не включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 № 136-П.
В силу п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п.п. 38, 47 Положения, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит. Указанная позиция также согласуется и с правоприменительной практикой вышестоящих судебных инстанций (Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2014 № 56-КГ14-2, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 № 88-6148/2020).
Из технического заключения, изготовленного ООО следует, что техническое состояние основных строительных конструкций и инженерных систем вышеуказанного многоквартирного дома соответствует аварийной и ограниченно-работоспособной категории технического состояния; строительные конструкции многоквартирного дома не обладают необходимой прочностью, надежностью, устойчивостью и достаточными эксплуатационными показателями для дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации. Жилые помещения, расположенные в данном многоквартирном доме не соответствуют требованиям, предъявляемым требованиям Положения. Физический износ жилого дома составляет 65%.
При этом из сведений ООО также следует, что выявленные в указанном многоквартирном жилом доме недостатки снижают качество и несущую способность строительных конструкций здания, сокращают их долговечность, понижают степень надежности и могут способствовать возникновению аварийных ситуаций. Вероятность возникновения аварийной ситуации создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что после признания вышеупомянутого многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу лицам, зарегистрированным в квартире № ..., взамен какие-либо жилые помещения не предоставлялись. При этом 15.08.2022 Бломберус Р.А. обращалась в Администрацию с заявлением о предоставление ее временного жилья. Письмом от 02.09.2022 Администрация сообщила о наличии двух свободных муниципальных жилых помещений, пригодных для проживания в Янишпольском сельском поселении, а именно в ........ общей площадью 10 кв.м., и ........ общей площадью 14,2 кв.м. Указанные жилые помещения не были заняты истцами, сведений о предложении истцам иных вариантов маневренного жилищного фонда материалы гражданского дела не содержат.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности у истцов какие-либо жилые помещения не находятся.
Из объяснений истца Бломберус Р.А. усматривается, что она вынуждена проживать в аварийном доме. Аварийный дом состоит из четырех квартир. Она проживает в доме одна. В жилом помещении отсутствует электроэнергия, отопление, печи в аварийном состоянии. Полагает, что состояние жилого дома создает угрозу для жизни и здоровья.
Согласно объяснениям истца Поздняковой Е.М., она вместе с несовершеннолетним П.Д.Ю. и с супругом вынуждены арендовать жилое помещение в г. Петрозаводске Республики Карелия.
Истец Бломберус А.М. проходит военную службу в войсковой части <...>
Согласно показаниям свидетеля Б.Р.К.. (супруга истца Бломберус А.М.), она вместе с супругом вынуждено проживают у родителей Бломберус А.М. в г. Петрозаводске, <...>
Из сведений Администрации следует, что истцы не признаны в установленном порядке малоимущими.
Вместе с тем, из сведений, представленных ответчиком в материалы гражданского дела, следует, что 24.08.2001 Бломберус Р.А. обращалась с заявлением о постановке в очередь на получение квартиры, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
К заявлению приложена справка Администрации Янишпольской сельской администрации от 24.08.2001, из которой следует, что Бломберус Р.А. совместно с супругом Бломберус М.А. и детьми Бломберус А.М. и Бломберус Е.М. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ........
Из книги регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилых помещений, составленной применительно с. Янишполе Янишпольского сельского поселения усматривается, что на основании заявления Бломберус Р.А. органом местного самоуправления принято решение от 01.04.2002 № 3.
Из объяснений представителя Администрации следует, что истцы состоят в очереди на улучшение, расширение жилищных условий, находятся под номером № ..., в очереди состоят с 2002 года, решение, принятое органом местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления Бломберус Р.А., в архиве отсутствует.
Исходя из того, что ответчиком представлены сведения о нахождении истцов с 2002 года в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанные сведения заявляются и истцами, учитывая общие правила доказывания, а также то обстоятельство, что действия органа местного самоуправления, как органа, наделенного публичными полномочиями, по решению вопросов местного значения (в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, в них нуждающихся) должны быть последовательными, суд исходит из того, что обстоятельства нахождения истцов в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года установленным.
Исходя из положений действующего жилищного законодательства, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с п. 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям действовавшего до 01.03.2005 Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими. При этом основания для постановки на учет регламентировались положениями ст. 39 ЖК РСФСР, к которым в частности, относилась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Таким образом, поскольку истцы приняты на учет в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до 01.03.2005, доказательства, подтверждающие, что они утратили право состоять на таком учете не представлены, то в силу вышеизложенного, правовой позиции, нашедшей закрепление в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 N 58-КГ23-3-К9, суд исходит из того, истцы вправе на предоставление им жилого помещения на условиях договора социального найма взамен аварийного без предъявления к ним требований о признании их малоимущими.
Доводы ответчика о том, что истец Бломберус Р.А. не перерегистрировалась в статусе нуждающейся в жилом помещении подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Законом Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), а также регулирует некоторые вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия.
Из положений статьи 6 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК следует, что один раз в три года, с 1 января по 31 декабря, орган, осуществляющий принятие на учет, проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом орган, осуществляющий принятие на учет, информирует население о проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, через средства массовой информации. Гражданин, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязан в течение срока перерегистрации представить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее предоставленных сведениях, он оформляет расписку, которой подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений. В случае, если у гражданина произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, он обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, рассматривает вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом предоставленных документов. Изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина по решению органа, осуществляющего принятие на учет.
Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Администрация, в том числе через средства массовой информации информировала население о проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательства, подтверждающие, что в течение срока перерегистрации истцы не представили документы для подтверждения права состоять на учете. Кроме того, в материалы дела ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие утрату семьи истца Бломберус Р.А. статуса нуждающихся в жилом помещении, исключение из списка нуждающихся в жилых помещения.
Поскольку спорный многоквартирный жилой дом признан аварийным, с учетом его состояния, а также исходя из того, что ответчиком не проведены мероприятия, направленные на обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан при проживании в данном жилом помещении до расселения, исходя из отсутствия в жилом доме отопления, электроэнергии, учитывая выводы ООО о целесообразности значительных материальных и финансовых затрат на ремонт, реконструкцию, модернизацию морально устаревшего и физически изношенного здания, суд полагает, что у лиц, зарегистрированных в спорной квартире, имеется в настоящее время объективная нуждаемость в жилом помещении, в связи с чем суд признает заявленные требования обоснованными.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, указано, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как указывалось выше, согласно выписке из ЕГРН общая площадь квартиры по адресу: ........, составляет 44,8 кв.м.
Жилищный кодекс РФ устанавливает равные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи, в том числе и бывших членов семьи, продолжающих проживать в занимаемом жилом помещении (ч. ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ).
На основании ст. 87 ЖК РФ при признании непригодным для проживания другое равнозначное жилое помещение предоставляется на всех членов семьи нанимателя жилого помещения, поскольку положениями названной нормы права предусмотрено, что всем выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
При изложенных фактических обстоятельствах, а также, исходя из приведенного правового регулирования, суд считает необходимым возложить на администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия обязанность предоставить Бломберус Р.А., Бломберус А.М., Поздняковой Е.М., П.Д.Ю. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, расположенное в селе Янишполе Кондопожского муниципального района Республики Карелия, благоустроенное по степени благоустройства применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 44,8 кв.м.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца Бломберус А.М. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить Бломберус Р.А. (<...>), Бломберус А.М. (<...>), Поздняковой Е.М. (<...>), П.Д.Ю.
вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, расположенное в селе Янишполе Кондопожского муниципального района Республики Карелия, благоустроенное по степени благоустройства применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 44,8 кв.м.
Взыскать с администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Бломберус А.М. (<...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2023.