Дело № 2а-11870/2020
Судья: Смирникова В.Г. Дело № 33а-898/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 29 марта 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Никодимова А.В., Протодьяконова В.С.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
с участием административного истца Илларионова Т.Л., представителя административного ответчика Голоковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 декабря 2020 года по делу по административному иску Илларионова Т.Л. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным, которым
постановлено:
Признать решение Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 19 октября 2020г. № ... незаконным.
Обязать Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска повторно в установленные срок и порядке рассмотреть заявление Илларионова Т.Л.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Илларионов Т.Л. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в заявлении о том, что 09 октября 2020 г. обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры ОА г. Якутска с заявлением о выдаче фрагмента проекта межевания территории в отношении земельного участка с кадастровым № ..., на которое 19 октября 2020 г. получил извещение о том, что по проекту межевания территории мкр. .........., утвержденному распоряжением Главы ГО «город Якутск» № ... от 21.11.2016, сформирован земельный участок под малоэтажную жилую застройку с площадью *** кв.м., который в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Якутска относится к территориальной зоне Ж-2А. Считает данный ответ не соответствует его запросу, а действия административного ответчика – не соответствующими требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушающими его права и законные интересы. Просит обязать должностное лицо предоставить фрагмент проекта в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает о том, что нарушений порядка рассмотрения граждан не имелось, поскольку ответ был предоставлен уполномоченным органом в предусмотренный законом срок, что проект планировки и межевания территории квартала находится в общем доступе - в телекоммуникационной сети «Интернет».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая дело, суд пришел к выводу о нарушении административным ответчиком прав административного истца, поскольку письменный ответ по существу поставленных в его заявлении вопросов не предоставлен.
С выводами суда, изложенными в принятом по делу решении, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таковой совокупности в рассматриваемом случае не усматривается.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение (пункт 1 статьи 4).
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (пункт 3 статьи 4).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Илларионов Т.Л. и И. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу ...........
Земельный участок площадью *** кв.м., на котором расположен ***-квартирный жилой дом, поставлен на кадастровый учет 08.12.2014 г. с видом разрешенного использования – под многоквартирный жилой дом, ему присвоен кадастровый № ....
18 сентября 2020 года Илларионов Т.Л. в целях оформления прав на прилегающий к дому земельный участок обратился в Окружную Администрацию г.Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка по вышеуказанному адресу ориентировочной площадью *** кв.м., приложив схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории (площадью *** кв.м. и *** кв.м.) и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 25 сентября 2020 г.
Решением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска от 02 октября 2020 года в перераспределении испрашиваемого участка было отказано со ссылкой на проект межевания территории микрорайона .........., утвержденного распоряжением от 21 ноября 2016 года.
9 октября 2020 года Илларионов Т.Л. обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением о выдаче фрагмента проекта межевания территории микрорайона относительно земельного участка с кадастровым № ....
19 октября 2020 года Департамент направил письменный ответ о том, что по проекту межевания территории микрорайона под жилой дом по адресу .........., сформирован земельный участок с кадастровым № ..., что его площадь *** кв.м. не соответствует предельному максимальному размеру участок в территориальной зоне Ж-2А (1500 кв.м.).
Судебная коллегия признает, что указанный в заявлении фрагмент проекта межевания территории не был выдан, однако данное обстоятельство не может расцениваться как нарушение права административного истца, предусмотренного ст.5 Федерального закона "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации", поскольку письменный ответ был направлен в срок и органом, которому было подано заявление. Более того, административный истец обратился в орган местного самоуправления не с заявлением о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, а с запросом о предоставлении документа, который находится в общем доступе в телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с ч.1 статьи 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информации имеет право обращаться в органы местного самоуправления с запросом.
Частью 2.1 статьи 7 данного Федерального закона предусмотрено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Поскольку административным истцом не указано, в каких целях им истребуется данный документ, факт нарушения его прав и законных интересов, в том числе на приобретение в собственность земельного участка в порядке ст.39.20 ЗК РФ, оспариваемым действием (бездействием) административного ответчика не установлен.
При таком положении решение суда на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Илларионова Т.Л. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Никодимов А.В.
Протодьяконов В.С.