№2-535/2020 (2-8688/2019;)
УИД 66RS0001-01-2019-009914-33
Решение изготовлено в окончательной форме 10.03.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре Прокофьевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Фирсовой Марины Юрьевны к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Фирсова М.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований пояснила, что состоит на учете в Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условиях в первоочередном порядке, как одинокая мать с 05.07.1984, составом семьи четыре человека. Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга рассмотрел вопрос о предоставлении Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 50,5 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., расположенной по адресу: г. Екатеринбург <адрес> <адрес> в дополнение к данной квартире - комнаты <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м., расположенной в 10-комнатной квартире, по адресу: г. Екатеринбург <адрес>. Вместе с тем, в письме № 62/10.1-32/124 от 23.01.2018 «О предоставлении жилых помещений» Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга указано, что Фирсовой М.Ю. отказано в предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке, поскольку ее ребенку - Фирсовой А.С. исполнилось 33 года, по смыслу действующего законодательства, Фирсова М.Ю. утратила статус одинокой матери.
Истец обратилась в суд с иском о признании незаконным решение ответчиков об отказе в предоставлении Фирсовой М.Ю. жилых помещений в первоочередном порядке, в том числе, об отказе в предоставлении Фирсовой М.Ю. и членам ее на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 50, 5 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., расположенной по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> <адрес> в дополнение к данной квартире - комнаты <адрес> общей площадью 12,8 кв.м., расположенной в 10-комнатной квартире, по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, а также обязать ответчиков предоставить Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, площадью 50,5 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., расположенной по адресу: г. Екатеринбург <адрес> <адрес> в дополнение к данной квартире - комнаты <адрес>, общей площадью 12,8 кв.м., расположенной в 10-комнатной квартире, по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 05.12.2018 исковые требования удовлетворены частично: решение Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 23.01.2018 об отказе в предоставлении Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи в первоочередном порядке на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 50, 5 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> а, и в дополнение к данной квартире комнаты <адрес>, общей площадью 12, 8 кв.м., расположенной в десятикомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, признано незаконным; на Администрацию г. Екатеринбурга, Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга судом возложена обязанность по предоставлению Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи на условиях договора социального найма указанных жилых помещений.
Апелляционным определением Свердловского областного суда 24.04.2019 решение суда от 05.12.2018 отменено в части обязания ответчиков предоставить указанные конкретные жилые помещения, в остальной части – решение суда оставлено без изменения.
Следовательно, за истцом судами признано право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке.
Фирсова М.Ю. обратилась в Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в первоочередном порядке, на что был получен ответ от 24.06.2019, со ссылкой на служебную записку Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга от 02.04.2018, о том, что на основании первоочередного и общего списка лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения сформирован общий список по принятию граждан на учет.
Истец полагает, что поскольку она имеет право на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, предоставление ей жилого помещения в зависимости от постановки на учет по общему списку является незаконным.
В связи с изложенным, истец, с учетом уточнения иска (л.д. 22), просит обязать ответчиков предоставить Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи: Фирсовой А.С., Фирсову А.Е., 2007 года рождения, Князеву И.Г., 2015 года рождения, жилое помещение в первоочередном порядке.
Истец, ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по предмету и основаниям.
Представители ответчиков исковые требования не признали.
Третье лицо Фирсова А.С., извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.
Заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного стоя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР, граждане РСФСР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.
Как следует из п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент постановки истца на учет, в первую очередь, жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий одиноким матерям.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право, в силу ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Решением суда от 05.12.2018 по иску Фирсовой М.Ю. к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Комитету по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным решение об отказе в предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке, обязании предоставить жилые помещения – удовлетворены частично:
- решение Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 23.01.2018 об отказе в предоставлении <ФИО>2 и членам ее семьи в первоочередном порядке на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 50, 5 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> <адрес>, и в дополнение к данной квартире комнаты <адрес>, общей площадью 12, 8 кв.м., расположенной в десятикомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, судом признано незаконным;
- на ответчиков Администрацию г. Екатеринбурга, Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга возложена обязанность по предоставлению Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи на условиях договора социального найма указанных жилых помещений (л.д. 5-6).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.04.2019 данное решение суда отменено в части обязания Администрацию г. Екатеринбурга, Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга возложена обязанность по предоставлению Фирсовой М.Ю. и членам ее семьи на условиях договора социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 50, 5 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> а, и в дополнение к данной квартире комнаты <адрес>, общей площадью 12, 8 кв.м., расположенной в десятикомнатной квартире по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (л.д. 6).
Вместе с тем, вышеуказанными судебными актами, имеющими преюдициальное значение, установлено, что Фирсова М.Ю. состоит на учете в Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с 05.07.1984, имеет номер очереди - 11 по категории «одинокая мать», состоит в первоочередном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учета из данной очереди не была исключена до настоящего времени, на учет в общую очередь не поставлена.
В ходе судебного разбирательства по данному делу представителями ответчиков не оспорен факт того, что с момента постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с правом на получение жилья в первоочередном порядке, с 05.07.1984 по настоящее время, какое – либо жилое помещение не предоставлено. Также не оспорено, что истец составом семьи четыре человека: Фирсова А.С. - дочь, Фирсов А.Е. - внук, Князев И.Г. – внук, проживает и состоит на регистрационном учете в комнате площадью 17, 8 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (общежитие).
Отказ ответчиков в предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке по указанному выше основанию являются незаконным, поскольку противоречит общеправовому принципу действия законодательства во времени, согласно которому жилищное законодательство не имеет обратной силы и применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после его введения в действие.
При этом, как следует из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 5 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Права истца на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке до настоящего времени не реализованы, по причинам, независящим от истца.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования Фирсовой Марины Юрьевны к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке – удовлетворить.
Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 13, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░