Решение по делу № 8Г-26986/2024 [88-29436/2024] от 26.08.2024

УИД91RS0022-01-2024-000152-16

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Судья      Даниленко Е.А.                                                                                                 дело № 88-29436/2024

ГСК       Лозовой С.В. (докл.)                                                                         № дела суда 1-й инстанции 2-802/2024

               Белинчук Т.Г.                                                                                № дела суда 2-й инстанции 33-4862/2024

               Хмарук Н.С.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар                                                                   10 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.,

судей Гордеевой Ж.А., Ивановой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимирзяновой Ольги Александровны к администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

по кассационной жалобе главы администрации города Феодосии Республики Крым Ткаченко И.Н. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В., судебная коллегия

установила:

Тимирзянова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Феодосия Республики Крым, в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение не менее 25 квадратных метров вне очереди.

Требование мотивировала тем, что постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования. В настоящее время истцу исполнилось 20 лет, однако, жилое помещение ей, как ребенку - сироте не предоставлено. При повторном обращении истца в августе 2023 года в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении жилого помещения, ей был предоставлен ответ, согласно которому обеспечение жилым помещением будет возможно только после соответствующего финансирования. До настоящего времени истице жилое помещение администрацией города Феодосии не предоставлено.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично. На Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность предоставить Тимирзяновой О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия по норме предоставления не менее 25 кв. м обшей площади жилого помещения; в удовлетворении остальной части исковых требований, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 мая 2024 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.

В кассационной жалобе глава администрации города Феодосии Республики Крым Ткаченко И.Н. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению кассатора, жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке, определенном законодательством и с учетом финансирования указанных мероприятий из бюджета Республики Крым, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в связи с чем ответственность за предоставление жилья названной категории граждан возложена на органы государственной власти. При отсутствии финансирования администрация не имеет правовых оснований исполнить делегированные полномочия на выделение жилья и, соответственно, исполнить решение суда. Предоставление жилого помещения истцу вне очередности приведет к нарушению жилищных прав детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилого помещения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. Суд кассационной инстанции полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных постановлений.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.

Как следует из материалов дела, Тимирзянова О.А. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

У Тимирзяновой О.А. в собственности объектов недвижимости не имеется, что следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости.

При обращении в августе 2023 года Тимирзяновой О.А. в Администрацию города Феодосии Республики Крым ей был выдан ответ, где разъяснено, что обеспечение жилым помещением будет возможно только после соответствующего финансирования, путем выделения средств субвенции Администрации города Феодосии Республики Крым на указанные цели.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у Тимирзяновой О.А. права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, которое до настоящего времени не реализовано. Суд первой инстанции возложил на администрацию города Феодосии Республики Крым обязанность предоставить Тимирзяновой О.А.    такое жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, так как указанные полномочия делегированы названному органу местного самоуправления органом государственной власти Республики Крым.

Поскольку предоставление жилого помещения вне очереди будет нарушать права других лиц, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в этой части.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.

Суды нижестоящих инстанций обоснованно, со ссылками на положения статей 40, 72 Конституции Российской Федерации, статей 92, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, с учетом положений Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", приняли во внимание, что Тимирзянова О.А.    является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Достигнув возраста 18 лет, у нее возникло гарантированное законом право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Очередность лица в списке детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для отказа в иске, сводятся к повторному изложению возражений относительно исковых требований, основаны на неверном толковании норм права, и не могут служить основанием к отмене судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу статьи 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Учитывая, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, незамедлительно после возникновения соответствующего права, доводы ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств судом признаны необоснованными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Следует отметить, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Указанная правовая позиция поддерживается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).

Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, являлись предметом оценки, которая мотивированно приведена в обжалуемых судебных актах.

Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к его несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств по делу. При этом аналогичные доводы ранее уже являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были мотивированно отклонены.

Доводы кассационной жалобы сводятся к формальному несогласию с судебными актами и не могут служить основанием для отмены судебных актов. Иная точка зрения заявителя на то, как должно быть разрешено дело не свидетельствует об ошибочности судебных постановлений.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебного акта.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации города Феодосии Республики Крым Ткаченко И.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий                                                         И.В. Комбарова

Судьи                                                                       Ж.А. Гордеева

                                               О.Н. Иванова

Мотивированное определение составлено 18 октября 2024 года.

8Г-26986/2024 [88-29436/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимирзянова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Министерство Финансов Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
10.10.2024Судебное заседание
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее