Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
в„– 88Р°-22644/2020
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІР°
Судебная коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Склярука РЎ.Рђ., судей РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Р”., РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’. рассмотрела РІ открытом судебном заседании РІ помещении Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции поступившую 24 сентября 2020 РіРѕРґР° РІ СЃСѓРґ первой инстанции кассационную жалобу Епанешникова Рђ.Р’. РЅР° решение Фрунзенского районного СЃСѓРґР° Рі. Ярославля РѕС‚ 27 февраля 2020 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 30 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ Епанешникова Р¤РРћ10 РѕР± оспаривании предостережений РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° (присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции номер дела: в„– 2Р°-861/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., объяснения представителя административного ответчика Прокуратуры Ярославской области Слободина С.А., судебная коллегия
установила:
РџРѕ результатам проверки информации, опубликованной РІ средствах массовой информации, Переславской межрайонной прокуратурой Ярославской области была проведена проверка РїРѕ факту прекращения поставки газа РЅР° котельную, эксплуатируемую РћРћРћ «ТРРЎРљ-сервис».
РќР° основании исследованных письменных документов, полученных объяснений заместителя генерального директора РїРѕ работе СЃ социально значимой категорией потребителей РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова Рђ.Р’., исполнительного директора РћРћРћ «Переславская энергетическая компания» (далее – РћРћРћ «ПРРљВ») Шеманаева РЎ.Р’., представителя РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» - советника генерального директора РїРѕ корпоративной защите Камешкова Р’.Р’. относительно существующей возможности РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» ограничения поставки газа РґРѕ установления добросовестных приобретателей заместителем Переславского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Гусаковой Рћ.Рђ. РІ адрес заместителя генерального директора РїРѕ работе СЃ социально значимой категорией потребителей РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова Рђ.Р’. вынесены РґРІР° предостережения Рѕ недопустимости нарушения закона.
Р’ предостережении РѕС‚ 16 мая 2018 РіРѕРґР° указано, что РїСЂРё отключении работы котельных РћРћРћ «ПРРљВ» Рё РћРћРћ «Муниципальные энергетические системы» (далее – РћРћРћ «МРРЎВ»), как следствие, прекращении горячего водоснабжения населения, граждане, добросовестные плательщики Р·Р° коммунальные услуги Р±СѓРґСѓС‚ ограничены РІ потреблении коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению, чем нарушаются РёС… жилищные права, предусмотренные Конституцией Р Р¤, Жилищным кодексом Р Р¤, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденными Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 6 мая 2011 РіРѕРґР° в„– 354. РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» должно принять меры РІ целях защиты соответствующих добросовестных потребителей (определение Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 20 декабря 2011 РіРѕРґР° в„– 86-Р’РїСЂ11-6). Учитывая, что РїРѕ состоянию РЅР° 16 мая 2018 РіРѕРґР° СЃРѕ стороны РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль», РћРћРћ «ПРРљВ», РћРћРћ «МРРЎВ» конкретных мер РїРѕ обеспечению добросовестных потребителей горячим водоснабжением РѕС‚ котельной РћРћРћ «ПРРљВ», РћРћРћ «МРРЎВ» РЅРµ принято, существует вероятность массового нарушения прав граждан. РџРѕРјРёРјРѕ населения Рі. Переславль-Залесский потребителями услуги РїРѕ горячему водоснабжению РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° РѕС‚ котельной РћРћРћ «ПРРљВ», РћРћРћ «МРРЎВ» являются детские дошкольные Рё школьные учреждения, учреждения здравоохранения. Прекращение горячего водоснабжения указанных учреждений приведет Рє нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства – части 1 статьи 28 Федерального закона РѕС‚ 30 марта 1999 РіРѕРґР° в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Р Р¤ РѕС‚ 15 мая 2013 РіРѕРґР° в„– 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє устройству, содержанию Рё организации режима работы дошкольных образовательных организаций», постановления Главного государственного санитарного врача Р Р¤ РѕС‚ 29 декабря 2010 РіРѕРґР° в„– 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє условиям Рё организации обучения РІ общеобразовательных учреждениях». Таким образом, отключение газоснабжения Рё, как следствие, горячего водоснабжения, РїРѕ причинам, РЅРµ связанным СЃ авариями Рё ежегодным профилактическим ремонтом, является нарушением Конституции Р Р¤, жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, Постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° в„– 1245 «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ ограничения подачи (поставки) Рё отбора газа, РѕР± изменении, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Предостережение РѕС‚ 30 мая 2018 РіРѕРґР° было обусловлено тем, что 21 мая 2018 РіРѕРґР° РІ адрес РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего РћРћРћ «ПРРљВ» поступило уведомление заместителя генерального директора РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова Рђ.Р’. Рѕ переносе даты введения ограничения подачи (поставки) газа РЅР° 14.00 часов 1 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР°, РІ то время, РєРѕРіРґР° РћРћРћ «ПРРљВ» поставляет энергию РњРЈРџ «Спектр», которое, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, оказывает услуги горячего водоснабжения потребителям.
Епанешников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предостережений заместителя Переславского межрайонного прокурора Гусаковой О.А. от 16 мая 2018 года и 30 мая 2018 года и их отмене.
Требования мотивировал тем, что РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» как поставщик надлежащим образом исполнил СЃРІРѕРё обязательства РїРѕ договорам поставки газа СЃ РћРћРћ «ПРРљВ» Рё РћРћРћ «МРРЎВ», Р° последние СЃРІРѕСЋ обязанность РїРѕ оплате исполняют ненадлежащим образом. Наличие задолженности явилось основанием для направления РІ адрес руководителей этих организаций уведомлений Рѕ возможности ограничения поставки РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа РІ силу пунктов 3.3 Рё 9.5 РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ поставки. Факт направления уведомительных писем РЅРµ может являться основанием для вынесения предостережения, поскольку действия поставщика правомерны. Вынесение Р¶Рµ предостережений нарушает его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, так как незаконно возлагают обязанность воздержаться РѕС‚ реализации права РЅР° ограничение поставки газа СЃ учетом интересов добросовестных потребителей РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ привлечения Рє юридической ответственности. Поскольку РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РЅРµ выяснены обстоятельства, предшествующие РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРјСѓ отключению потребителя, РїСЂРё объявлении предостережения допущены нарушения.
Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ярославского областного суда от 30 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований Епанешникову А.В. отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленное требование и отказывая в его удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые предостережения приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Согласно статье 25.1 Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно Правилам ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 года № 1245, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Рсполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта (пункт 12).
В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
Согласно подпункту «б» пункта 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Проанализировав положения приведенных выше РЅРѕСЂРј, РёР· которых следует, что РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ прекращении газоснабжения должен решаться СЃ учетом того, подключены ли Рє сетям, принадлежащим организации-потребителю, абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, РїСЂРё этом, абонентам, добросовестно оплачивающим потребленный коммунальный ресурс, предоставление указанного ресурса должно быть обеспечено РІ необходимых объемах, РІ то время, РєРѕРіРґР° между РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» Рё РћРћРћ «ПРРљВ», Р° также РћРћРћ «МРРЎВ» соглашение РѕР± обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов РІ необходимых для РЅРёС… объемах отсутствует, СЃСѓРґС‹ пришли Рє верному выводу РѕР± отсутствии Сѓ РћРћРћ «Газпром межрегионгаз Ярославль» права РІ одностороннем РїРѕСЂСЏРґРєРµ прекращать поставку газа организации-потребителю.
Таким образом, действия заместителя Переславского межрайонного прокурора Гусаковой О.А. по направлению в адрес заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Епанешникова А.В. соответствующих предостережений нельзя признать противоречащими требованиям закона, а также нарушающими права административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы предостережения вынесены в соответствии с компетенцией вынесшего его лица, при наличии оснований полагать, что прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» подачи (поставки) газа повлечет нарушение требований законодательства и, как следствие, привлечение к ответственности в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов заявлялись ранее в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, они сводятся к тому, что судами неправильно применены нормы материального права и не содержат оснований, влекущих отмену судебных актов.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Епанешникова А.В. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
РЎСѓРґСЊРё: Р•.Р”. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР°
РЎ.Р’. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2020 года