Дело № 2а-96/2020
62RS0017-01-2020-000057-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года г. Новомичуринск
Рязанская область
Пронский районный суд Рязанской области в составе
председательствующего судьи Чепелевой О.М.,
при секретаре Карташовой И.В.,
с участием заместителя прокурора Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А.,
заинтересованного лица - представителя администрации МО- Пронский муниципальный район Рязанской области Герасимовой О.А.,
заинтересованного лица - представителя ООО «Эко-Пронск» Косяниной Ю.А., Карохина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами (в порядке ст.218 КАС РФ),
у с т а н о в и л:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами.
В обоснование иска прокурор указал на то, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства в сфере обращения с отходами. В ходе проверки прокуратурой в деятельности администрации муниципального образования Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу статей 1, 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится созданиеи содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно информации администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории поселения в 2019 году места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не создавались при необходимости создания 22 таких площадок. В связи с выявленными нарушениями, Рязанским межрайонным природоохранным прокурором в адрес администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №. Внесенное представление рассмотрено, при этом из ответов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что органом местного самоуправления нарушения законодательства не устранены - места (площадки) накопления ТКО в количестве 22 единиц не созданы.
Первоначально административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования; обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области принять меры по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования: - создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения в количестве 22 единиц; - направить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области или его территориальный орган заявку на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к созданным местам (площадкам) накопления ТКО.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил свои требования и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального
района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по участию в
деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования; обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, путем создания, в том числе оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В судебном заседании заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломов А.А. поддержал уточненные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, просил удовлетворить административный иск в части признания незаконным бездействия администрации МО - Малинищинское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования - Малинищинское сельское поселение и возложить обязанность на указанное сельское поселение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, путем создания, в том числе оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В судебное заседание административный ответчик - глава администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области Клинкова Е.Н. не явилась, уведомив суд заявлением о том, что просит дело рассмотреть в её отсутствие, с исковыми требованиями не согласна. В отзыве на исковое заявление (л.д. 30-43), в дополнениях к отзыву (л.д.104-111), а также в предыдущих судебных заседаниях глава МО - Малинищинское сельское поселение Клинкова Е.Н. возражала против удовлетворения требований природоохранного прокурора, поскольку считает, что полномочия сельского поселения в организации деятельности по накоплению ТКО, в том числе создание (оборудование) мест (площадок) накопления ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрены. Законом Рязанской области от 05.12.2014 г. № 87-ОЗ (ред. от 19.11.2018 г.) «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» закреплены за сельскими поселениями вопросы местного значения, а именно пп.18 ч.1 ст.14 - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению и транспортированию) твердых коммунальных отходов. Так как законом не предусмотрено предоставление сельским поселениям денежных средств на решение вопросов местного значения, реализация решения вопроса местного значения по участию в организации по накоплению ТКО без наделения средствами предполагает необходимость реализации сельским поселением задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функциональной системы мер, призванных обеспечить в целях предотвращения загрязнения территории муниципального образования, своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами региональным оператором. Сельские поселения своим участием в организации по накоплению ТКО фактически участвуют в решении вопроса государственных полномочий по организации накопления ТКО. Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.03.2011 г. № 2-П «… финансирование из средств местных расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Это согласуется с конституционными принципами финансово-экономического обеспечения местного самоуправления». Согласно с п.5 ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно законами, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.3 Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Администрацией МО - Малинищинское сельское поселение выполнены данные требования, а именно приняты постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области», утверждены реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. Принятие указанных постановлений не повлекло за собой расходов из бюджета и является исполнительно-распорядительным мероприятием. Просит в удовлетворении заявленных требований административного истца отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области Герасимова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что согласно п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Администрация МО - Малинищинское сельское поселение требования п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО выполнила, постановления о создании мест накопления ТКО в установленном порядке приняты. Полномочия в данной части администрацией выполнены. Абзац 5 п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Согласно пункту 13 (1) Правил региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведениями о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Данные требования законодательства со стороны ООО «Эко-Пронск» не выполнены. Администрация МО - Пронский муниципальный район считает, что в случае удовлетворения заявленных требований Рязанского межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрации Малинищинского сельского поселения оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов решение суда в данной части будет не исполнимо, поскольку в административном иске не конкретизировано каким образом должны быть оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В удовлетворении заявленных административным истцом требований просит отказать.
Представители заинтересованного лица - ООО «Эко - Пронск» Косянина Ю.А. и Карохин С.И. в судебном заседании пояснили, что считают обоснованными заявленные административные исковые требования, при этом пояснили, что ООО «Эко-Пронск» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Рязанской области. Согласно п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Согласно п.4 ст.13.4 Закона об отходах именно органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, осуществляют введение их реестра в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и введения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, также установлена обязанность органов местного самоуправления путем принятия соответствующего решения создавать места (площадки) накопления ТКО, а в случае, когда законодательством РФ предусмотрена обязанность иных лиц обустраивать места (площадки) накопления ТКО, то согласовывать создание таких мест в установленном законодательством порядке. На территории Рязанской области полномочия в сфере обращения с отходами, предусмотренные п.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений. Административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности, административный ответчик не в полной мере осуществляет благоустройство территории сельского поселения по созданию контейнерных площадок, их оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Ссылки административного ответчика на отсутствие финансирования, свидетельствуют только о том, что бездействие ответчика было осознанным, так как ни на местном, ни на районном уровне не предпринимались попытки заложить данные расходы в соответствующий бюджет. Полагают необходимым удовлетворить иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уведомили суд заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В силу ст.ст.150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области.
Выслушав объяснения заместителя Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А., представителя заинтересованного лица - администрации МО -Пронский муниципальный район Герасимову О.А., представителей ООО «Эко-Пронск» Косянину Ю.А., Карохина С.И., исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства в сфере обращения с отходами.
В ходе проверки прокуратурой было выявлено, что на территории Малинищинского сельского поселения в 2019 году места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не создавались при необходимости создания 22 таких площадок.
В связи с выявленными нарушениями Рязанским межрайонным природоохранным прокурором в адрес администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № с требованиями принять меры по созданию на территории муниципального образования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и направления в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области или его территориальный орган заявку на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения созданных мест (площадок) накопления ТКО (л.д.20).
Внесенное представление было рассмотрено административным ответчиком, при этом из ответов муниципального образования - Малинищинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что органом местного самоуправления места (площадки) накопления ТКО не созданы, так как в бюджете сельского поселения денежные средства на эти цели предусмотрены не были, дополнительных денежных средств на эти цели также не поступало (л.д. 21,22).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, природоохранный прокурор мотивирует свои требования тем, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений с 01 января 2019 года относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; действующим законодательством именно на органы местного самоуправления сельского поселения возложена обязанность по созданию (обустройству) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и что незаконное бездействие администрации может привести к нарушению прав лиц, постоянно и временно пребывающих на территории Малинищинсого сельского поселения, на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В действующей редакции Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных образований, в частности городских поселений и муниципальных районов, закрепленным в статьях 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территориях соответствующих городских поселений и муниципальных районов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с пунктом 18 части 1 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно п.17 ч.1 ст.5 Устава МО -Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.16).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
Вместе с тем пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ также закреплено положение о том, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ст.1 Закона Рязанской области от 19 ноября 2018 г. № 87-ОЗ «О внесении изменений в закон «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения», с 01 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены отдельные вопросы местного значения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе п.18 ст. 14 - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что ст.1 Закона Рязанской области от 19 ноября 2018 г. № 87-ОЗ «О внесении изменений в закон «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» не возлагает на сельское поселение обязанность по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, так как не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств.
Передача полномочий по решению вопросов местного значения от муниципальных районов сельским поселениям путем закрепления их законом субъекта Российской Федерации должна сопровождаться закреплением соответствующих финансовых ресурсов для решения перераспределенных вопросов местного значения за местным бюджетом соответствующего муниципального образования, поскольку в случае отсутствия в законе субъекта Российской Федерации норм, закрепляющих передачу налоговых доходов муниципальных районов местным бюджетам сельских поселений для решения перераспределенных вопросов местного значения в соответствии с пунктом 4 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сельским поселениям должны быть переданы с уровня муниципального района иные межбюджетные трансферты в соответствии со статьей 142.4 БК РФ, которые относятся к собственным доходам бюджетов и за счет которых также может осуществляться решение перераспределенных вопросов местного значения.
Так как законом Закона Рязанской области от 19 ноября 2018 г. № 87-ОЗ «О внесении изменений в закон «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» не предусмотрено предоставление сельским поселениям денежных средств на решение вопросов местного значения, реализация решения вопроса местного значения по участию в организации по накоплению твердых коммунальных отходов без наделения средствами предполагает необходимость реализации сельскими поселениями задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функциональной системы мер, призванных обеспечить в целях предотвращения загрязнения территории муниципального образования, своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами оператором. Таким образом, сельские поселения своим участием в организации по накоплению ТКО фактически участвуют в решении вопроса государственных полномочий по организации накопления ТКО.
В ходе судебного разбирательства суду не предоставлено доказательств того, что администрации МО - Малинищинское сельское поселение были переданы с уровня муниципального района иные межбюджетные трансферты в соответствии со статьей 142.4 БК РФ, за счет которых также может осуществляться решение перераспределенных вопросов местного значения, в том числе создание (оборудование) мест (площадок) накопления ТКО. Согласно сообщения главы МО - Малинищинское сельское поселения Клинковой Е.Н. (л.д.22) в бюджете сельского поселения денежные средства на эти цели не предусмотрены, дополнительных денежных средств на создание (оборудование) мест (площадок) накопления ТКО не поступало.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г № 2-П содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
В рамках вопросов местного значения, закрепленных в действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ, на поселения и муниципальные районы возложено именно создание условий для обеспечения эффективности очистки от твердых бытовых отходов (часть целостного полномочия), но не вся ответственность в сфере обращения с ТКО, что также согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной среди прочего в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П, от 26.04.2016 N 13-П.
Сама же организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации (пп. 7 - 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Таким образом, рассматривая административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района о возложении обязанности создать, в том числе оборудовать места (площадки) накопления ТКО, суд руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 3 Закона Рязанской области от 19 ноября 2018 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в закон Рязанской области «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, регламентирующих разграничение полномочий в части обращения с твердыми коммунальными отходами, приходит к выводу, что обязанность по оборудованию на территории сельского поселения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не входит в компетенцию органов местного самоуправления сельского поселения.
Кроме того, п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Судом установлено, что администрация МО - Малинищинское сельское поселение выполнила требования п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и введения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039.
Как следует из материалов дела, администрацией приняты постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области», согласно которым утверждены реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения согласно приложений к указанным постановлениям (л.д.44-62).
Таким образом, администрация МО -Малинищинское сельское поселение, действуя в пределах предоставленных полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, приняла решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определила указанные места на территории Малинищинского сельского поселения, утвердила реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурором не представлено доказательств бездействия администрации муниципального образования Малинищинское сельское поселение, выразившегося в непринятии мер в организации
деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования Малинищинское сельское поселение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 270-273 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, интересов Российской Федерации к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального
образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального
района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер в организации
деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -
Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.