№ 16-1348/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 20 апреля 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Зудихина А.С. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Приморскому краю от 10 июня 2020 года № 25 ЛРР002020620000418, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 25 января 2021 года в отношении Зудихина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Приморскому краю от 10 июня 2020 года № 25 ЛРР002020620000418, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 ноября 2020 года и решением судьи Приморского краевого суда от 25 января 2021 года, Зудихин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Зудихин А.С. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Инструкция).
В соответствии с абзацем 2 пункта 147 Инструкции приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.
Перед началом инвентаризации члены комиссии должны среди прочего, подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75), описей номерного учета (приложение 76) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77), зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается (подпункт «б» пункта 151 Инструкции).
Проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, пирамид, ящиков с оружием и патронами. Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии (пункт 152).
Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность (пункт 153).
Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов. Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов (пункт 155).
Поступившие в процессе инвентаризации оружие и патроны заносятся в отдельные описи. При этом в строке для указания целевого назначения оружия делается запись «Оружие (патроны), поступившее во время инвентаризации», а в графе «Примечание» указывается, от кого оно поступило, дата поступления и номера приходных (сопроводительных, транспортных) документов (пункт 156).
Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов (пункт 158).
2 июня 2020 года инспектором ОЛРР (по городу Владивостоку) Управления Росгвардии по Приморскому краю составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, согласно которому 6 мая 2019 года в период с 00 часов 01 минуту до 23 часов 50 минут по адресу: <адрес> временно исполняющий обязанности руководителя Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Приморское ТУ Росрыболовства) Зудихин А.С. допустил нарушение Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, положений Инструкции. Так, в нарушение абзаца2 пункта 147 Инструкции издал приказ от 6 мая 2020 года № 119-П в день проведения инвентаризации; в нарушение требований подпункта «б» пункта 151 Инструкции допустил 6 мая 2020 года предварительное внесение остатков оружия и патронов к нему в учетные документы, предусмотренные приложениями 75,76,77 к Инструкции, в том числе в учетные инвентаризационные документы внесены недостоверные сведения о типах находящихся на хранении патронов калибра 7,6239?; в нарушение пунктов 152,153 Инструкции допустил проведение формальной проверки фактического наличия оружия и патронов при проведении инвентаризации, не вскрывая комнату хранения оружия Приморского ТУ Росрыболовства; в нарушение требований пунктов 155,156,158 Инструкции и статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» допустил заполнение документов при проведении инвентаризации заблаговременно, без учета требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. При этом лицо, ответственное за сохранность оружия или патронов в Приморском ТУ Росрыболовства (ФИО8.), в документах, предусмотренных Инструкцией, не расписывался, сведений о проведенной инвентаризации не вносил, исправление даты сличительной ведомости не заверено членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов.
С обоснованностью сформулированного в отношении Зудихина А.С. в протоколе по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, обвинении согласился начальник отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Приморскому краю, вынесший постановление № 25 ЛЗЗ002020620000418 от 10 июня 2020 года о назначении наказания, и судьи районного и краевого судов, признавшие постановление законным и обоснованным.
Вместе с тем вынесенные по делу в отношении Зудихина А.С. акты не могут быть признаны законными в силу следующего.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, Приморское ТУ Росрыболовства имеет разрешение на хранение и использование оружия серии РХИ №0117775, выданное 25 марта 2020 года центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Приморскому краю сроком действия до10 сентября 2021 года. Приказом № 58-Л от 28 февраля 2020 года и.о. руководителя Приморского ТУ Росрыболовства ФИО10 лицом, ответственным за оружейную комнату, хранение, учет, выдачу служебного оружия и патронов к нему, назначен ФИО8 – эксперт отдела материально-технического обеспечения и госзакупок. 27 апреля 2020 года ФИО10 издан приказ № 98-Л об увольнении ФИО8 с занимаемой должности в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника. Приказом руководителя управления ФИО10 № 102-Л от 30 апреля 2020 года с 6 мая 2020 года на должность эксперта отдела материально-технического обеспечения и госзакупок принят ФИО13 который приказом № 128-П от 12 мая 2020 года назначен ответственным лицом за оружейную комнату, хранение, учет, выдачу служебного оружия и патронов к нему. На основании приказа №104-Л от 30 апреля 2020 года и.о. руководителя управления ФИО10 на период его отсутствия с 1 по 11 мая 2020 года исполнение обязанностей руководителя Приморского ТУ Росрыболовства возложены на начальника отдела организации рыболовства и мониторинга промысловых судов Зудихина А.С. 6 мая 2020 года Зудихиным А.С. в связи со сменой ответственного за вооружение издан приказ №119-П «О проведении внеплановой инвентаризации и создании постоянно действующей комиссии по контролю за оборотом оружия, патронов к нему и спецсредств» (далее – Приказ от 6 мая 2020 года), которым в том числе в пункте 4 предписано акт по итогам инвентаризации представить и.о. руководителя Управления на утверждение в срок до 6 мая 2020 года. 6 мая 2020 года Зудихиным А.С. издан приказ №108-Л об увольнении ФИО8 с должности эксперта отдела материально-технического обеспечения и госзакупок с 12 мая 2020 года.
Давая объяснения по делу, Зудихин А.С. последовательно утверждал, что в период временного исполнения им обязанностей руководителя Приморского ТУ Росрыболовства (с 1 по 11 мая 2020 года) инвентаризация не проводилась, остатки оружия и патронов в учетные документы не вносились, инвентаризационные документы не составлялись, приема-передачи дел не было. В пункте 4 изданного им Приказа от 6 мая 2020 года исполнителем была допущена описка в дате представления на утверждение акта по итогам инвентаризации, вместо «16 мая 2020 года» указано «6 мая 2020 года». Ни один из представленных по итогам инвентаризации в дело документов не свидетельствует об ее окончании 6 мая 2020 года, результаты инвентаризации утверждены руководителем Приморского ТУ Росрыболовства ФИО10 12 мая 2020 года.
Из объяснений защитника Приморского ТУ Росрыболовства по факту нарушения следует, что 27 апреля 2020 года ответственное за учет оружия и патронов лицо - ФИО8 написал заявление об увольнение. Увольнение приходилось на 10 мая 2020 года, который являлся нерабочим днем, в связи с чем ФИО8 написал новое заявление об увольнении 12 мая 2020 года. По этой же причине ФИО8 самостоятельно датировал 12 мая 2020 года инвентаризационные документы, то есть ранее установленного Приказом от 6 мая 2020 года срока. Еще до издания приказа, а именно 28 апреля 2020 года ФИО8 зная, что на должность ответственного за сохранность оружия лица будет принят ФИО13 инициативно организовал фактический пересчет оружия и патронов к нему, в котором приняли участие сотрудники управления – члены постоянной комиссии по контролю за оборотом оружия, патронов к нему, а также ФИО13 Проверка проводилась в оружейной комнате управления, все оружие и патроны имелись в наличии, недостачи и излишков не было. После этого дверь в оружейную комнату опечатали средствами пломбировки членов комиссии. Необходимые описи заполнялись непосредственно в ходе указанных действий.
Вместе с тем указанные доводы применительно к вине Зудихина А.С., как лица, в течение 11 дней временно исполняющего обязанности руководителя Приморского ТУ Росрыболовства, должной проверки и оценки в ходе производства по делу не получили.
Отклоняя доводы Зудихина А.С. в свою защиту, должностное лицо в постановлении по делу об административном правонарушении № 25 ЛРР002020620000418 от 10 июня 2020 года сослалось на то, что Приказ от 6 мая 2020 года был представлен Приморским ТУ Росрыболовства по запросу административного органа без каких-либо изменений и исправлений, в связи с чем датой совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил учета оружия и патронов к нему, следует считать 6 мая 2020 года, когда пунктом 4 приказа предписано представить акт по итогам инвентаризации.
Суды согласились с законностью привлечения Зудихина А.С. к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, указав, что именно он, как лицо, подписавшее Приказ от 6 мая 2020 года, является должностным лицом, на которое надлежит возложить административную ответственность за проведение в Приморском ТУ Росрыболовства инвентаризации с нарушениями требований Инструкции.
Вместе с тем под инвентаризацией в пункте 147 Инструкции понимается полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности.
Следовательно, оценке на предмет соблюдения обязательных требований подлежат действия, связанные с проверкой наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядок ведения их учета.
Для этих целей необходимо установить среди прочего перечень совершенных в течение инвентаризации действий, время их осуществления.
Между тем сами обстоятельства инвентаризации в Приморском ТУ Росрыболовства, включая даты проведения инвентаризационных действий, составления отчетных документов, установлены не были. Кто-либо из лиц, принимавших участие в инвентаризации и поставивших подписи в составленных по ее результатам документах, об обстоятельствах ее проведения опрошен не был.
В соответствии с пунктом 148 Инструкции при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи) проводится инвентаризация.
Как следует из представленных в дело документов, ответственный за учет оружия и патронов к нему в Приморском ТУ Росрыболовства ФИО8 подал заявление об увольнении 27 апреля 2020 года и на основании приказа руководителя управления ФИО10 № 98-Л от 27 апреля 2020 года подлежал увольнению с 6 мая 2020 года. Вместе с тем при отсутствии данных об отмене указанного приказа в дело представлен приказ № 108-Л от 6 мая 2020 года об увольнении ФИО8 с 12 мая 2020 года.
На наличие имеющегося противоречия в датах увольнения ответственного за оружейную комнату лица, которое должно было принимать непосредственное участие в проведении инвентаризации, и увольнение которого явилось основанием для назначения инвентаризации, указано в постановлении по делу об административном правонарушении.
Однако мер к устранению противоречия ни должностным лицом, вынесшим постановление, ни судами принято не было.
По делу установлено и не оспаривается, что в период с 28 апреля по 13 мая 2020 года комната хранения оружия Приморского ТУ Росрыболовства не вскрывалась.
Как указывалось выше, защитник управления пояснял, что 28 апреля 2020 года (день вскрытия оружейной комнаты) членами комиссии и ФИО8 осуществлен фактический пересчет оружия на соответствие учетным данным, были заполнены необходимые описи.
Согласно представленным в материалы дела документам: инвентаризационной ведомости (приложение № 75 к Инструкции), описи номерного учета (приложение № 76 к Инструкции), сличительной ведомости результатов инвентаризации оружия и патронов к нему (приложение № 77 к Инструкции) составлены они 12 мая 2020 года.
12 мая 2020 года составлен и акт приема-передачи, согласно которому ФИО8 имущество сдал, а ФИО13 его принял. Акт утвержден и.о. руководителя Приморского ТУ Росрыболовства ФИО10
Таким образом, вышеприведенные доказательства, которые не были опровергнуты в ходе производства по делу, свидетельствуют о том, что фактическая проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным состоялась 28 апреля 2020 года, а подписание документов о проведенной инвентаризации – 12 мая 2020 года. В указанные даты Зудихин А.С. не замещал должность временно отсутствующего руководителя Приморского ТУ Росрыболовства.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что полная проверка материальных ценностей проведена 6 мая 2020 года (дата совершения вмененного в вину Зудихину А.С. административного правонарушения), не имеется.
Указание в сличительной ведомости о том, что снятие остатков начато 6 мая 2020 года само по себе об этом не свидетельствует, так как не подтверждено фактом совершения каких-либо действий, связанных с инвентаризацией в указанную дату.
С содержанием составленных по результатам инвентаризации документов Зудихин А.С. ознакомлен не был, их не подписывал, в связи с чем возложение на него ответственности за недостоверность изложенной в них информации законным быть признано не может.
Следует также заметить, что Приказ от 6 мая 2020 года в той части, в которой предписано акт по итогам инвентаризации представить и.о. руководителя управления на утверждение в срок до 6 мая 2020 года, что и определило дату вмененного в вину Зудихину А.С. административного правонарушения, исполнен не был. Акт составлен 12 мая 2020 года и в этот день утвержден и.о. руководителя Приморского ТУ Росрыболовства ФИО10
При указанных обстоятельствах, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, вывод по делу о том, что нарушения порядка проведения инвентаризации имели место в день издания Приказа от 6 мая 2020 года и все нарушения были связаны с этим приказом, обоснованным признать нельзя.
Выводы должностного лица и судов по делу, возбужденному в отношении Зудихина А.С., основаны на предположениях, противоречия в представленных доказательствах не устранены.
Такое рассмотрение дела не отвечает предусмотренным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства должны подтверждаться собранными по делу доказательствами, подлежащими оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Отсутствие по делу относимых, допустимых, достоверных доказательств, которые бы в своей совокупности были достаточными для целей установления лица виновным в совершении вмененного правонарушения, влечет за собой прекращение производства по делу.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
жалобу Зудихина А.В. удовлетворить.
Постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Приморскому краю от 10 июня 2020 года № 25 ЛРР002020620000418, решение судьи Ленинского районного суда города Владивосток от 11 ноября 2020 года и решение судьи Приморского краевого суда от 25 января 2021 года в отношении Зудихина А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и судебные решения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева