Дело №12-9/2021 УИД 14RS0013-01-2020-000129-95
Р Е Ш Е Н И Е
п. Сангар 19 апреля 2021 года
Судья Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) Тимофеев А.И., единолично, при секретаре Гридневой М.Н., с участием
начальника Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Федоровой М.Н.
помощника прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Аргуновым Т.С.,
представителя Администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Варавина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Варавина П.А. на постановление главного инспектора Кобяйского района по пожарному надзору Федоровой М.Н. от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ,
которым постановлено: признать Администрацию муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. прокурора Кобяйского района Эверстова Е.Е. от <Дата обезличена> в отношении Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ.
Государственным инспектором по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кобяйскому району Федоровой М.Н. вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица Варавин П.А. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что сводный план в администрацию района не поступал, глава района с данным планом не ознакомлен, в постановлении не указано какие именно пункты сводного плана нарушены или не исполнены главой или администрацией района. При возникновении лесных пожаров на территории Кобяйского района должностные лица руководствуются только планом тушения лесных пожаров на подведомственной территории ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года, согласно которому ответственными за мобилизацию и привлечение необходимых сил и средств являются главы поселений. Официального оповещения от главы МО «Ситтинский наслег» о возникновении лесного пожара, о необходимости переброски людских и технических ресурсов из близлежащих поселений не поступало, таких заявок не поступало ни от ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» и ни от ГБУ «Авиалесоохрана». Тем не менее, главным специалистом ГОиЧС Переясловой Р.Г. было дано указание дежурному ЕДДС отработать вопрос переброски дополнительных людских сил из п. Сангар.
Решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> оспариваемое постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия), представитель юридического лица Варавин П.А. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с апелляционной жалобой с аналогичными доводами.
Решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконова В.С. от <Дата обезличена> решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) <Дата обезличена> отменено и направлено на новое рассмотрение в связи с отсутствием Сводного плана.
Решением Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> жалоба удовлетворена, постановление отменено.
Не согласившись с решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) заместитель прокурора Кобяйского района Эверстов Е.Е. направил протест в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с приложением копии Сводного плана.
Решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) Никодимова А.В. от <Дата обезличена> решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> отменено и направлено на новое рассмотрение.
О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежаще.
В судебном заседании представитель Администрации МО «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия) Варавин П.А. полностью поддержал жалобу и пояснил, что о данном лесном пожаре ни глава района Левин, ни его первый заместитель Сивцев, ни другие заместители не были официально информированы. Сводный план тушения пожара в администрацию района от Правительства республики не поступал, глава района с данным планом не ознакомлен, в постановлении не указано какие именно пункты сводного плана нарушены или не исполнены главой или администрацией района, специалист ГО и ЧС Переяслова информацию на прямую передала Единую диспетчерскую службу, не проинформировав о пожаре руководство администрации.
Начальник ОНД и ПР по Кобяйскому району Федорова М.Н. в судебном заседании не согласившись с жалобой пояснила, что руководства администрации района об этом лесном пожаре было проинформировано сразу же, но, согласно доклада руководителя ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» Акыева, со стороны администрации района ни каких мер не было принято. Хотя руководство МО «Кобяйский район» обязана была принять меры по тушению пожара. Сводный план тушения пожара в администрации был.
Представитель прокуратуры Кобяйского района Аргунов Т.С., не согласившись с жалобой, в суде пояснил, что Сводный план тушения пожара имеется и ответственным за организацию тушения лесных пожаров в Кобяйском районе назначен Глава района Левин.
Согласно п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Суд, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение юридическим лицом мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Как установлено в судебном заседании, согласно Сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного главой Республики Саха (Якутия) Николаевым А.С., глава МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) Левин И.И. назначен ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС (Я).
Согласно информационному донесению оперативного дежурного Русина И.С. от <Дата обезличена> на 16 ч. 00 мин., <Дата обезличена> был обнаружен лесной пожар <Номер обезличен>А в 17 км. от н.<Адрес обезличен>, площадь обнаружения 9 га, площадь тушения 400 га, из них лесная 100 га, нелесная 300 га, прирост 290 га, доведено до заместителя главы Сивцева, главного специалиста ГО и ЧС Переясловой, ОГПС РС (Я) <Номер обезличен>, охрана природы, ОНД, ОМВД, прокурору.
Прокурором проведена проверка соблюдения лесного законодательства при тушении лесного пожара <Номер обезличен>А. Проверкой установлено, что руководитель ГБУ «Авиалесоохрана» Кондратьев М.П. обратился к руководителю ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» Акыеву Н.Д. о том, что требуется 15 человек для тушения лесного пожара <Номер обезличен>А в МО «Ситтинский наслег». При обращении Акыева в администрацию улуса о мобилизации граждан, меры по мобилизации людей не были приняты. По состоянию на 9.00 часов утра площадь пожара составила 40 га лесной, 70 га нелесной площади, к вечеру площадь увеличилась до 100 га лесной, 300 га нелесной.
<Дата обезличена> постановлением и.о. прокурора Кобяйского района Эверстова Е.Е. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в ОНД по Кобяйскому району, по которому вынесено постановление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела установлено, что распоряжением Администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден состав оперативного штаба по борьбе с лесными пожарами на территории МО «Кобяйский улус (район)» в 2020 году.
Главой администрации МО Левиным И.И. от 19.04.2020 г. № 525-р издано распоряжение «О мерах по защите населенных пунктов, подтвержденных угрозе лесных пожаров, на территории МО «Кобяйский улус (район) РС (Я)» в пожароопасный сезон 2020 года».
Распоряжением Администрации от 27.05.2019 г. № 519-р утвержден Порядок привлечения населения, работников организаций, транспортных и других средств организаций для тушения лесных пожаров на территории МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я).
Согласно указанному Порядку, общее руководство тушением лесных пожаров возлагается на оперативный штаб по борьбе с лесными пожарами на территории муниципального образования. Привлечение людских и технических ресурсов, организация производится на основании оперативных планов борьбы с лесными пожарами.
Протоколом заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности от <Дата обезличена> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на территории МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) установлен особый противопожарный режим.
Распоряжением МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на территории МО «Кобяйский улус (район)» введен особый противопожарный режим с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Согласно объяснению главного специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации МО «Кобяйский улус (район)», ответственного секретаря КЧСиОПБ МО «Кобяйский улус (район)» Переясловой Р.Г. от <Дата обезличена>, <Дата обезличена> в 10 ч. 15 мин. ей на сотовый телефон позвонил начальник Авиалесоохраны Кондратьев М.П. с сообщением о том, что на пожар <Номер обезличен>А в МО «Ситтинский наслег» необходима мобилизация людей, об этом она сообщила в ЕДДС и порекомендовала созвониться со специалистом ГО и ЧС МО «Поселок Сангар», о том, что произошло дальше, она не узнавала.
Согласно объяснению руководителя ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» Акыева Н.Д. от <Дата обезличена>, люди для тушения пожара в МО «Ситтинский наслег» были завезены бортом МИ-8 с <Адрес обезличен> в 16 ч. 30 мин.
Таким образом, факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ, т.е. не принятие юридическим лицом, на которого возложено общее руководство тушением лесных пожаров, мер для организации мобилизации граждан для тушения пожара в МО «Ситтинский наслег» в условиях особого противопожарного режима, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями Акыева, Переясловой, и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод представителя администрации Варавина П.А. заявленный в жалобе и подтвержденный в судебном заседании о том, что сводный план в администрацию района не поступал, глава района с данным планом не ознакомлен, в постановлении не указано какие именно пункты сводного плана нарушены или не исполнены главой или администрацией района судом не принимается, поскольку сводный план тушения пожаров в соответствии с ч. 4 ст. 53.3 Лесного Кодекса Российской Федерации порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» план после его утверждения направляется в 2-недельный срок соответствующими органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, на бумажных и электронных носителях в Федеральное агентство лесного хозяйства, высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), а также руководителю муниципального образования, на территории которых находится лесничество (лесопарк).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 156 внесены изменения в правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
К тому же Сводный план размещен на официальном сайте Министерства экологии, природного и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) https://minpriroda.sakha.gov.ru/deyat/lesnoe-hozjajstvo.
Таким образом, Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) знала о Сводном плане тушения лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), и соответственно глава Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) Левин И.И. как лицо, ответственное за организацию тушения лесных пожаров на территории муниципального образования, обязан был принять меры по мобилизации граждан для тушения пожара. Согласно раздела 3.5. Сводного плана тушения лесных пожаров при III классе пожарной опасности в соответствии с таблицей 3.4 при необходимости привлекаются дополнительные силы для тушения пожара.
Согласно таблице 3.4 по Сангарскому лесничеству общее количество сил пожаротушения составило 78 человек: п. Сангар – 8, н. Аргас, н. Кальвица -15, н. Ситта – 10, н. Сеген-Кюель, н. Батамай – 19, н. Тыайа – 10, н. Чагда – 9, н. Мукучи – 7.
Таким образом, сил пожаротушения на территории Кобяйского района было достаточно.
Остальные доводы представителя администрации Варавина П.А. указанные в жалобе и заявленные в судебном заседании о том, что при возникновении лесных пожаров на территории Кобяйского района должностные лица руководствуются только планом тушения лесных пожаров на подведомственной территории ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года, согласно которому ответственными за мобилизацию и привлечение необходимых сил и средств являются главы поселений. Официального оповещения от главы МО «Ситтинский наслег» о возникновении лесного пожара, о необходимости переброски людских и технических ресурсов из близлежащих поселений не поступало, таких заявок не поступало ни от ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» и ни от ГБУ «Авиалесоохрана». Тем не менее, главным специалистом ГОиЧС Переясловой Р.Г. было дано указание дежурному ЕДДС отработать вопрос переброски дополнительных людских сил из <Адрес обезличен>, что специалист КЧС Переяслова не известила главу Левина и заместителя главы Сивцева о пожаре не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает, поскольку о пожаре стало известно <Дата обезличена>, и согласно материалам дела протоколом комиссии КЧС от <Дата обезличена> принято решение о введении особого противопожарного режима и издано соответствующее распоряжение от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-Р за подписью первого заместителя главы Сивцева А.С.
Согласно Порядка работы оперативного штаба в случае нехватки сил и средств для тушения пожара глава Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я), как ответственное лицо, председатель оперативного штаба обязан был организовать переброску сил и средств из других населенных пунктов.
Согласно информационному донесению Единой диспетчерской службы администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) от <Дата обезличена> лесной пожар на территории МО «Ситтинский наслег» обнаружен <Дата обезличена> в 10 час. 15 мин. и это донесение доведено до первого заместителя главы Сивцева, секретаря КЧС Переясловой, а <Дата обезличена> издано распоряжение администрации о введении особого противопожарного режима на территории МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) в 2020 году с 05 по <Дата обезличена>, также подтверждается объяснением начальника ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество» Акыевым Н.Д. от <Дата обезличена> который сообщил, что Администрация района не принимала участия по организации тушения пожара.
Таким образом, Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) не могла не знать о пожаре, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Довод о том, что главным специалистом ГО и ЧС Переясловой Р.Г. дано указание дежурному ЕДДС отработать вопрос переброски дополнительных людских сил из п. Сангар судом не принимается, поскольку сотрудник дежурно-диспетчерской службы не уполномочен принимать решения об организации мероприятий по тушению пожаров на территории района, данная ответственность лежит на Администрации района, поскольку п. п. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам исследования имеющихся доказательств по делу об административном правонарушении, суд находит все вышеперечисленные доказательства относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для установления вины Администрации МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в совершении административного правонарушения.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления.
Порядок и срок давности привлечения Администрации МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном данной санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не выявлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
С учетом этого, оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Федоровой М.Н. от <Дата обезличена>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: п/п Тимофеев А.И.
Копия верна.
Судья: А.И. Тимофеев