УИД 05RS0031-01-2024-005728-93
№ 12-910/2024
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала 3 сентября 2024 года
Судья Ленинского районного суда Республики Дагестан Ершов Д.В.,
с участием защитника ООО «Дорсервис-09» Шидиевой А.М.,
представителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Раджабова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Дорсервис-09» Идрисова Б.Г. на постановление Государственной инспекции труда в Республике Дагестан № 5/6-25-23-ИЗ/12-16612-И/35-28 от 26.06.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Дорсервис-09»,
установил:
На основании проведенного расследования группового нечастного случая, произошедшего 8 декабря 2023 года с дорожными работниками ООО «Дорсервис-09» Сурхаевым И.А., Магомедовым М.Х. и мастером на производстве и в строительстве Исмаиловым И.Г., на участке автодороги, расположенном по адресу: 833 км+400 м ФАД «Кавказ», установлены нарушения ТК РФ и иных нормативных правовых актов, которые отражены в Акте о расследовании несчастного случая. После завершения расследования нечастного случая, были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1, 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Дорсервис-09».
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Дагестан № 5/6-25-23-ИЗ/12-16612-И/35-28 от 26.06.2024 ООО «Дорсервис-09» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Дорсервис-09» Идрисов Б.Г. обратился с жалобой, в которой указывает, что привлекая к административной ответственности ООО «Дорсервис-09» по ч.1, 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, орган, контролирующий нормы трудового законодательства, не обоснованно не учел, что совершенное обществом деяние образует единое событие и состав административного правонарушения. ООО «Дорсервис-09» уже было привлечено по аналогичным правонарушениям к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа по каждому постановлению. Считает, что работодателю должно быть назначено одно наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Дорсервис-09» Шидиева А.М. поддержала доводы жалобы, просила постановление отменить.
Представитель ГИТ в РД Раджабов М.Г. возражал против удовлетворения жалобы, просил отказать в ее удовлетворении и оставить постановление без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника юридического лица, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, не нахожу оснований к отмене постановления по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с положениями ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 43 раздела IV Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
Из материалов дела следует, что в связи с несчастным случаем, произошедшем с дорожными работниками ООО «Дорсервис-09» Сурхаевым И.А., Магомедовым М.Х. и мастером на производстве и в строительстве Исмаиловым И.Г., на участке автодороги, расположенном по адресу: 833 км+400 м ФАД «Кавказ», Государственной инспекцией труда в Республике Дагестан в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведена проверка ООО «Дорсервис-09» по адресу: г. Махачкала, ш. Карабудахкентское, влд.14.
По результатам проверки 30 мая 2023 года составлен Акт, в котором отражены допущенные юридическим лицом нарушения, а именно:
В нарушение п.43 "Примерного положения о системе управления охраной труда” (утверждены приказом Минтруда России от 29.10.2021 года №776н) работодатель не организовал процесс обучения и проверки знаний требований охраны труда в соответствии с нормами трудового законодательства. Так, в нарушение и.43 и п. 85 правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 №2464,.работодатель не обеспечил проведения обучения до охране груда минимального количества работников в организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны груда, необходимого для обеспечении функционирования комиссий работодателя по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии В соответствии с приложением №4выеуказанных правил, количество работников, подлежащих обучению в организациях, оказывающих услуг и по проведению обучения по охране труда в ООО «Дорсервис-09» 10 работников. Обучение по охране труда прошли всего трое работников.
В нарушение абз. 11 ч. 3 ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель не обеспечил обучением по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, а также не провел проверку знания требований охраны труда Исмаилова И.Г., Сурхаева И.А. и Магомедова М.Х. в соответствии с правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 года № 2464.
В нарушение абз. 9 ч. 3 ст. 214 и ч. 5 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 12 (1047) приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 477 (с учетом п. 1 примечания) (767н), п. 5.3 технологической карты "На установку сигнальных столбиков и металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах" ООО «Дорсервис-09», п. 26 межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года №290н) (абз. 7 п. 10 Приложения к приказу Министерства и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года №766н), работодатель не выдал СИЗ по перечню типовых норм, не обеспечил обязательность применения СИЗ работниками Исмаиловым И.Г., Сурхаевым И.А. и Магомедовым М.Х., а именно: каской, подшлемником под каску (зимой подшлемником, утепленным (с однослойным или трехслойным утеплителем) наушниками противошумными ( с креплением на каску) и допустил их к работе. При выполнении работ на работниках не было следующих СИЗ - касок, подшлемников,, наушников. В нарушение aбз.15 ч.3 ст. 214 Трудового кодекса РФ и п.58 Положения о СУОТ ООО «Дорсервис-09», работодатель допустил Исмаилова И.Г., Сурхаева И.А. и Магомедова М.Х. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа о охране труда, и проверки знания требований охраны труда, обязательны медицинских осмотров.
В нарушение aбз.14 ч.3 ст. 214 Трудового кодекса РФ, работодатель не обеспечил проведение за счет собственных средств предварительных и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров Исмаилова И.Г., Сурхаева И.А. и Магомедова М.Х. в соответствии с порядком их проведения, установленным приказом Минздрава России от 28.01.2021 года № 29н.
В нарушение aбз.5 ч.3 ст. 214 Трудового кодекса РФ и п.50 Положения о СУОТ ООО «Дорсервис-09», работодатель не обеспечил выявление опасностей и профессиональных рисков на работе, выполняемой Исмаиловым И.Г., Сурхаевым И.А. и Магомедовым М.Х., при которой произошел несчастный случай, а также их анализ и оценку.
В нарушение п.20 основных требований к порядку разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 года №772н) в инструкции по охране труда мастера ООО «Дорсервис-09» не содержатся общие требования охраны труда, требования охраны труда перед началом работы, требования охраны труда во время работы, требования охраны труда в аварийных ситуациях, требования охраны труда по окончании работы, а в инструкции дородных рабочих ООО «Дорсервис-09» требования охраны труда в аварийных ситуациях. Кроме того, инструкции по охране труда и дорожных рабочих утверждены работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
10 июня 2024 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Дагестан в отношении ООО «Дорсервис-09» составлены:
- протокол № 5/6-25-23-ИЗ/12-15791-И/35-28 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (допуск Сурхаева И.А. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда);
- протокол N 5/6-25-23-ИЗ/12-15793-И/35-28 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (допуск Магомедова М.Х. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда).
- протокол N 5/6-25-23-ИЗ/12-15775-И/35-28 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (работодатель не выдал Исмаилову И.Г., Сурхаеву И.А. и Магомедову М.Х. СИЗ по перечню типовых норм, не обеспечил обязательность ими СИЗ, а именно подшлемников и наушников, и допустил их к работе);
- протокол № 5/6-25-23-ИЗ/12-15777-И/35-28 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (работодатель не выдал Исмаилову И.Г., Сурхаеву И.А. и Магомедову М.Х. СИЗ по перечню типовых норм, не обеспечил обязательность ими СИЗ, а именно касок, и допустил их к работе).
Как следует из постановления государственного инспектора 5/6-25-23-ИЗ/12-16612-И/35-28 от 26.06.2024, вынесенного на основании протокола N 5/6-25-23-ИЗ/12-15789-И/35-28 и акта о расследовании несчастного случая, установлено нарушение статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 58 Положения СУОТ, выразившееся в том, что работодатель допустил Исмаилова И.Г. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, и проверки знания требований охраны труда, также без проведения обязательного медицинского осмотра.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Дорсервис-09» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Выявление в рамках контрольных мероприятий правонарушений, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1, части 3 статьи 5.27.1 и по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о наличии оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае оснований полагать, что вменяемые обществу нарушения, составляющие объективную сторону административных правонарушений, возникли в результате совершения лицом одного действия (бездействия) не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления ГИТ в РД, вынесенного в отношении ООО «Дорсервис-09» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Каких-либо достоверных доказательств, опровергающих предъявленное ООО «Дорсервис-09» обвинение в совершении административного правонарушения, суду не представлено, доказательства не опровергнуты, суд считает доказанным факт нарушения ООО «Дорсервис-09» статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 58 Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года N 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда», в связи с чем действия юридического лица надлежаще квалифицированы по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Суд считает, что все доказательства по делу получены в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, являются относимыми, допустимыми и достаточными, носят последовательный непротиворечивый характер.
По существу доводы жалобы сводятся к субъективной трактовке обстоятельств дела в свою пользу, переоценке доказательств, не опровергают установленных должностным лицом обстоятельств и не влияют на законность принятого им постановления, а потому судом не принимаются.
Изучение материалов дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ООО «Дорсервис-09» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.
Каких-либо неустранимых сомнений и противоречий, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ООО «Дорсервис-09», по делу не установлено.
Действия ООО «Дорсервис-09»правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Дорсервис-09» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Дорсервис-09» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Дагестан № 5/6-25-23-ИЗ/12-16612-И/35-28 от 26.06.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Дорсервис-09» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Судья Д.В. Ершов