Дело № 2а-624/2018
Решение
именем Российской Федерации
06 сентября 2018 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием представителя административного заместителя прокурора Волотовского района Новгородской области Пономарева А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску прокурора Волотовского района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. В обоснование исковых требований указал, что 30 июля 2018 года прокуратурой Волотовского района проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и размещения отходов потребления, в ходе которой в нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обнаружена, что на территории Славитинского сельского поселения Волотовского района на земельном участке, расположенном в населенном пункте Славитино Волотовского района Новгородской области, в 100 метрах справа от автомобильной дороги Славитино-Соловьево, у песчаного карьера расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Просит признать незаконным бездействие администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района по неприятию мер к вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязать администрацию Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области ликвидировать указанную несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Пономарев А.Б. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
На основании п.1 ст.8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Требованиями ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследования в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
На основании ст. 1 Областного закона Новгородской области от 23.10.2014 №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Новгородской области закреплен, в том числе, вопрос местного значения, предусмотренный п.18 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичная норма закреплена ч. 3 ст. 8.1 Устава Славитинского сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Славитинского сельского поселения от 02 февраля 2015 года.
В ходе проведенной административным истцом проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно на территории Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области на земельном участке, в населенном пункте Славитино Волотовского района Новгородской области, в 100 метрах справа от автомобильной дороги Славитино-Соловьево, у песчаного карьера расположена несанкционированная свалка, что подтверждается актом от 30 июля 2018 года (л.д.10).
Факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен и не оспаривается представителем административного ответчика.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Славитинского сельского поселения Волотовского района, обязанной создать в границах населенного пункта благоприятные условия для проживания людей, допущено незаконное бездействие по организации регулярной очистки населенного пункта от отходов потребления, по принятию своевременных мер для выявления несанкционированной свалки и ее ликвидации.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Волотовского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района, по непринятию мер к вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, незаконным.
Обязать администрацию Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области в целях устранения допущенных нарушений в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области на земельном участке, расположенном в населенном пункте Славитино Волотовского района Новгородской области, в 100 метрах справа от автомобильной дороги Славитино-Соловьево, у песчаного карьера.
Решение может быть в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца.
Председательствующий: Ю.В.Матей