Дело №2-58/2020
УИН 75RS0002-01-2019-002158-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Чита
Ингодинский районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,
при секретаре Куйдиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чипизубовой Т. А. к Чипизубову Д. А., Министерству сельского хозяйства Забайкальского края о понуждении к заключению договора, признании участником программы,
установил:
Чипизубова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором высказывает несогласие с отказом Министерства сельского хозяйства Забайкальского края заключить с ней договор на условиях ранее заключенного договора с ее супругом. Просит признать ее участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», обязать Министерство сельского хозяйства Забайкальского края заключить с ней трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи № от 09.07.2014, срок действия которого установить с 11.12.2015.
В судебном заседании представитель истца Круглов В.А. исковые требования поддержал.
Ответчики Чипизубов Д.А., Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее по тексту также Министерство), третьи лица – ГУЗ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края», администрация Александрово-Заводского района, Александрово-Заводская центральная районная больница Забайкальского края в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о слушании дела.
От Министерства поступили возражения, в которых ответчик указывает, что Чипизубова Т.А. не относится к работнику социальной сферы, поскольку не осуществляет стационарное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание. Кроме того, программа утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13.12.2017 №1544 с 01.01.2018.
Третье лицо ГУЗ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края в отзыве сообщило о готовности заключить трехсторонний договор и об отсутствии препятствий к удовлетворению иска, сообщило, что полагает Чипизубову Т.А. работником социальной сферы.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Чипизубов Д.А. и Чипизубова Т.А. с 21 августа 2010 года состоят в зарегистрированном браке.
Чипизубов Д.А. работал в должности <данные изъяты> в МУЗ Александрово-Заводскую ЦРБ с 13 октября 2008 года.
Супруга ответчика Чипизубова Т.А. с 22 июня 2009 года работала в должности <данные изъяты> в Александрово-Заводского филиала ГУ «ЕСРЦ» Забайкальского края, 01 января 2013 года переведена <данные изъяты>. 03 декабря 2013 года переведена на должность <данные изъяты>. 05 февраля 2016 года ГКУ «ЕСРЦ» Забайкальского края переименовано в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, Александрово-Заводский отдел переименован в Александрово-Заводский филиал ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края. 01 августа 2016 года Чипизубова Т.А. назначена на должность <данные изъяты>, 14 февраля 2017 года переведена на должность <данные изъяты> ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края и работает в данной должности по настоящее время.
Постановлением Главы сельского поселения «Александрово-Заводское» № от 10 сентября 2010 года семья Чипизубовых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
15 сентября 2010 года Чипизубов Д.А. обратился в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от декабря 2002 года №858.
На основании заявлений Чипизубова Д.А. от 05 декабря 2011 года и 28 августа 2012 года, семья из трех человек включена в список участников программы молодых семей.
17 июня 2014 года Чипизубову Д.А. на состав семьи из трех человек выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №, предоставлена социальная выплата в размере 690 967 рублей на строительство жилого помещения, в том числе за счет средств федерального бюджета – 345 286 рублей, за счет средств бюджета Забайкальского края – 345 681 рубль.
09 июля 2014 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, Чипизубовым Д.А. и ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» заключен трехсторонний договор № «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста)», в соответствии с которым Чипизубову Д.А. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В разделе 2 и 3 договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так получатель социальной выплаты обязуется заключить с работодателем трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.3.1. договора); использовать социальную выплату на цели, указанные в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты (пункт 2.3.2.); в случае досрочного расторжения трудового договора с работодателем в срок, не превышающий 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (пункт 2.3.3); возвратить средства социальной выплаты Министерству в случае невыполнения подпунктов 2.3.1.-2.3.3 настоящего договора в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о досрочном возврате предоставленной социальной выплаты (пункт 2.3.4).
В свою очередь, Министерство сельского хозяйства Забайкальского края обязалось выдать участнику свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (пункт 2.1.1. договора); перечислить участнику социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности за счет средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края в размерах, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты (пункт 2.2.2.).
Согласно п.2.1.3. Министерство обладает правом истребовать в судебном порядке от участника средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения участником обязательств, предусмотренных пунктами 2.3.1.-2.3.4. договора.
Пунктом 2.2.1. договора установлены обязанности работодателя – ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», а именно: работодатель обязуется заключить с участником трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; сообщить в Министерство о досрочном расторжении трудового договора с участником в течение трех рабочих дней со дня его расторжения.
Приказом главного врача ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» № от 11 декабря 2015 года Чипизубов Д.А. был уволен на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
11 декабря 2017 года в адрес Чипизубова Д.А. была направлена претензия с требованием предоставить сведения о сохранении его права на социальную выплату, однако такие сведения последним представлены не были, денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты Чипизубовым Д.А. не возращены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда отменено решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 01 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Чипизубову Д. А. о взыскании денежных средств и принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены, с Чипизубова Д. А. в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края взысканы денежные средства в размере 690 967 рублей, а также государственная пошлина в размере 10 109 рублей.
При рассмотрении этого дела, которое порождает преюдицию для настоящего дела по правилам части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, исследовался вопрос о получении выплаты семьей на трех человек, в том числе на жену Чипизубову Т.А., и о ее месте работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. №.
Одной из основных задач программы является удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).
В соответствии с подп. «а» п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Пункт 1 Типового положения устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подп. «а» п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий.
Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Абз. 1 п. 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подп. «а» п. 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подп. «а» п. 43 названного положения (подп. «б» п. 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в п. 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в п. 42 Типового положения.
В пункте 36 Типового положения указано, что под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В силу статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
При этом вопрос о перезаключении договора (в целях сохранения права на выплату) мог быть поставлен в течение 6 месяцев после увольнения Чипизубова Д.А., то есть в период с 11.12.2015 по 11.06.2016. В этот юридически значимый период Чипизубова Т.А. занимала должность <данные изъяты> (с 01.02.2014 по 01.08.2016).
В соответствии с должностной инструкцией №, утв 03.02.2014, и должностной инструкцией №, утв. 05.02.2016, в обязанности <данные изъяты> входили: прием граждан по вопроса предоставления социальных выплат по принципу «Единое окно», формирование личных дел для получения социальных выплат, взаимодействие с органами исполнительной власти, учреждениями и организациями независимо от организационной правовых форм, принятие решений о предоставлении мер социальной поддержки, прием граждан по вопроса предоставления мер социальной поддержки в пределах полномочий, переданных ГКУ «ЕСРЦ», проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных доля назначения мер социальной поддержки, вынесение решений о назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении, прекращении мер социальной поддержки, удержании излишне выплаченных сумм, осуществление массовых перерасчетов социальных выплат, контроль правомерности принятых решений, формирование, учет и хранение личных дел получателей, ведение регистра получателей мер социальной поддержки в АС «АСП», формирование запросов в филиалы ГКУ «ЕСРЦ» Забайкальского края, органы социальной защиты других регионов, государственные и муниципальные ведомства по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и другие организации, независимо от организационно-правовых форм. Обработка полученных ответов на запросы; выдача справок гражданам и организациям на основании информации, имеющейся в филиале на электронных и бумажных носителей в пределах компетенции в филиале; обеспечение конфиденциальности, осуществление анализа и внутренней работы, и разработка предложений по ее усовершенствованию, возвратить исполнителям (участковым специалистам) на доработку некачественно принятые пакеты документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, на основании данных отдела ЗАГС, органами паспортно-визовой службы, управляющих компаний вносить изменения в базу данных АСП, формировать запросы в отделение Пенсионного фонда, Государственную казенную службу занятости населения, ведение обращения граждан, в тот числе консультации, телефонные звонки, регистрируются в АСП, взаимодействие с участковыми специалистами при приеме документов на предоставление социальных выплат, в соответствии с графиком.
Из должностных обязанностей истца не следует, что она работает в системе социального обеспечения в целях применения Типового положения. Ответом Департамента развития сельских территорий от 13.012.2017 № подтверждена эта же позиция.
Указанное исключает возможность признания ее участником программы. Тем более, что программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утратила силу с 01.01.2018.
Суд также отмечает, что на момент включения в программу и оформления социальной выплаты Чипизубовы состояли в браке, истица работала в том же Александрово-Заводском отделе социальной защиты населения (см. трудовую книжку, справку от 06.11.2019), однако оформлять трехсторонний договор «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста)» на свое имя и с участием своего работодателя не стала.
Что касается требования о понуждении к заключению трехстороннего договора с Чипизубовой Т.А., срок действия которого установить с 11.12.2015, то оно не подлежит удовлетворению по тем же причинам.
Кроме того, суд отмечает, что фактически истица просит перевести на себя обязательства по заключенному ее супругом договору. Но данный договор является трехсторонним и заключается исключительно в целях реализации программы, его содержание строго регламентировано, как и основания для его заключения. Соблюдение соответствующего порядка, изложенного в Типовом положении, является условием действительности такого договора и законности использования бюджетных средств в целях реализации программы.
Вследствие нарушения Чипизубовым Д.А. обязательств по договору он (договор) фактически был прекращен. Поэтому замена стороны в прекращенном обязательстве на Чипизубову Т.А., а ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» на ГУЗ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» противоречит положениям об обязательствах и договорах, установленных Гражданским кодексом РФ. То же самое относится к требованию истца установить срок действия договора с 11.12.2015.
Понуждение к заключению договора возможно только в случае наличия у стороны соответствующей обязанности. В отсутствии доказательств того, что Чипизубова Т.А. относится к числу лиц, на которых распространяется действия программы, обязанность на стороне Министерства по заключению договора не возникла.
Поскольку иск разрешен не в пользу истца понесенные судебные расходы относятся на его счет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Чипизубовой Т. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Рахимова
Решение суда в окончательной форме принято 18.06.2020