Решение по делу № 33-1908/2023 от 04.07.2023

Судья Им И.Т. УИД 65RS0001-01-2022-012423-48

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1908/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Портнягиной А.А., Баяновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.

          рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах Ф.И.О.1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

       Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Анивского района в интересах Ф.И.О.1 обратился в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ). В обосновании требований указал, что по обращению Ф.И.О.1 прокуратурой Анивского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. По результатам проверки установлено, что истец, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, должен быть обеспечен техническими средствам реабилитации, в том числе, нейтрализатором запаха во флаконе не менее 50 мл. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени не обеспечен ими.

По указанным основанием прокурор просит возложить обязанность на ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Ф.И.О.1 техническими средствами реабилитации, а именно: нейтрализатором запаха во флаконе, не менее 50 мл.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственное Учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Анивского района удовлетворены.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области возложена обязанность обеспечить Ф.И.О.1. техническими средствами реабилитации, а именно: нейтрализатором запаха во флаконе, не менее 50 мл, в количестве 1 штуки.

Не согласившись с решением суда, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить. Указывает, на то что, инвалид не обеспечен техническими средствами реабилитации по причине отсутствия коммерческих предложений со стороны поставщиков и заключенных государственных контрактов на поставку необходимого изделья. Также полагает что, Ф.И.О.1 не лишен права самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующим обращением за выплатой компенсации, а также возможности приобретения (оплаты) технических средств реабилитации (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств, с последующим возмещением расходов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Анивского района Абрамов В.Н. просит оставить решение суда без изменений.

В суде апелляционной инстанции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Хантаев К.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, прокурор Рустамова С.И. просила оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Ф.И.О.1 является инвалидом первой группы и в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации в том числе: нейтрализатором запаха во флаконе не менее 50 мл, в количестве 1 штуки.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 подано заявление в ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ на обеспечение вышеуказанными техническими средствами реабилитации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако по настоящее время истец необходимым техническим средством реабилитации не обеспечен.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав представленные по делу доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив что, Ф.И.О.1,являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, однако ответчиком своевременно не выполнена обязанность по их обеспечению, пришел к выводу об удовлетворении требований истца, возложив на ответчика обязанность предоставить Ф.И.О.1 технические средства реабилитации, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном установлении обстоятельств по делу и верном применении норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о необеспечения инвалида техническими средствами реабилитации по причине отсутствия коммерческих предложений со стороны поставщиков и заключенных государственных контрактов на поставку необходимого изделья, является несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения дела истец не обеспечен требуемыми ему средствами реабилитации, что свидетельствует о фактическом бездействии ответчика и должно быть устранено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на что обоснованно указано в оспариваемом судебном акте.

Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Ссылка в жалобе о возможности приобретения (оплаты) инвалидами технических средств реабилитации (по установленному перечню) с последующим обращением за выплатой компенсации, а также с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств, судебная коллегия находит также несостоятельными.

Действительно, положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» а также Федерального закона от 30 декабря 2020 «№ 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» свидетельствуют о возможности реализации обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации в нескольких формах: предоставление заявителям технического средства реабилитации в соответствии с заключенными государственными контрактами и программой реабилитации, выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий), формирование электронного сертификата для приобретения технического средствам реабилитации с использованием указанного электронного сертификата.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, является правом, а не обязанностью инвалида, и может быть реализовано только при желании и возможности.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основываются исключительно на переоценке представленных и исследованных судом доказательств, что не является основанием, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи А.А. Портнягина

А.С. Баянова

Судья Им И.Т. УИД 65RS0001-01-2022-012423-48

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1908/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Портнягиной А.А., Баяновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.

          рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах Ф.И.О.1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

       Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Анивского района в интересах Ф.И.О.1 обратился в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ). В обосновании требований указал, что по обращению Ф.И.О.1 прокуратурой Анивского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. По результатам проверки установлено, что истец, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, должен быть обеспечен техническими средствам реабилитации, в том числе, нейтрализатором запаха во флаконе не менее 50 мл. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени не обеспечен ими.

По указанным основанием прокурор просит возложить обязанность на ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Ф.И.О.1 техническими средствами реабилитации, а именно: нейтрализатором запаха во флаконе, не менее 50 мл.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственное Учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Анивского района удовлетворены.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области возложена обязанность обеспечить Ф.И.О.1. техническими средствами реабилитации, а именно: нейтрализатором запаха во флаконе, не менее 50 мл, в количестве 1 штуки.

Не согласившись с решением суда, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить. Указывает, на то что, инвалид не обеспечен техническими средствами реабилитации по причине отсутствия коммерческих предложений со стороны поставщиков и заключенных государственных контрактов на поставку необходимого изделья. Также полагает что, Ф.И.О.1 не лишен права самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующим обращением за выплатой компенсации, а также возможности приобретения (оплаты) технических средств реабилитации (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств, с последующим возмещением расходов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Анивского района Абрамов В.Н. просит оставить решение суда без изменений.

В суде апелляционной инстанции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Хантаев К.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, прокурор Рустамова С.И. просила оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Ф.И.О.1 является инвалидом первой группы и в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации в том числе: нейтрализатором запаха во флаконе не менее 50 мл, в количестве 1 штуки.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 подано заявление в ГУ - Сахалинское РО ФСС РФ на обеспечение вышеуказанными техническими средствами реабилитации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако по настоящее время истец необходимым техническим средством реабилитации не обеспечен.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав представленные по делу доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив что, Ф.И.О.1,являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, однако ответчиком своевременно не выполнена обязанность по их обеспечению, пришел к выводу об удовлетворении требований истца, возложив на ответчика обязанность предоставить Ф.И.О.1 технические средства реабилитации, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном установлении обстоятельств по делу и верном применении норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о необеспечения инвалида техническими средствами реабилитации по причине отсутствия коммерческих предложений со стороны поставщиков и заключенных государственных контрактов на поставку необходимого изделья, является несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения дела истец не обеспечен требуемыми ему средствами реабилитации, что свидетельствует о фактическом бездействии ответчика и должно быть устранено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на что обоснованно указано в оспариваемом судебном акте.

Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Ссылка в жалобе о возможности приобретения (оплаты) инвалидами технических средств реабилитации (по установленному перечню) с последующим обращением за выплатой компенсации, а также с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств, судебная коллегия находит также несостоятельными.

Действительно, положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» а также Федерального закона от 30 декабря 2020 «№ 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» свидетельствуют о возможности реализации обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации в нескольких формах: предоставление заявителям технического средства реабилитации в соответствии с заключенными государственными контрактами и программой реабилитации, выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий), формирование электронного сертификата для приобретения технического средствам реабилитации с использованием указанного электронного сертификата.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, является правом, а не обязанностью инвалида, и может быть реализовано только при желании и возможности.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основываются исключительно на переоценке представленных и исследованных судом доказательств, что не является основанием, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи А.А. Портнягина

А.С. Баянова

33-1908/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Анивского района
Абрамочкин Валерий Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение-Сахалинское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ
Суд
Сахалинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
04.07.2023Передача дела судье
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее