1 инстанция № 33а-1561/2022
Судья Архипова И.А.
Производство №2а-1024/2022
УИД 60RS0002-01-2022-002116-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2022 года город Псков
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе: председательствующего судьи Панова И.М.,
судей Качнова Д.Ю., Малыгиной Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шиловой И.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО» к Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки от 25 июля 2022 года № 4-19/66 и бездействия Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки,
по апелляционной жалобе избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО» на решение Великолукского городского суда Псковской области от 04 августа 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения представителей административного истца избирательного объединения - ПРО «РОДП «ЯБЛОКО» Шлосберга Л.М., Маятниковой Е.Л., представителя административного ответчика ТИК города Великие Луки Григора А.А., заинтересованных лиц Баранова Д.С., Ивановой Я.Н., Яковлева Ю.В., заключение прокурора Гусаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
избирательное объединение - «Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки от 25 июля 2022 года №4-19/66 «Об отказе в заверении единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», и бездействия избирательной комиссии по приему документов, рассмотрению вопроса о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и регистрации единого списка кандидатов.
Полагают, что постановление от 25 июля 2022 года № 4-19/66 принято без оснований, с нарушением пункта 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», что препятствует регистрации единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы, регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и открытию специального избирательного счета.
Вопреки ссылке в оспариваемом постановлении об отсутствии в едином списке кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутом истцом, информации какому одномандатному избирательному округу соответствует каждая из территориальных групп, в соответствии с пунктом 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, единый список кандидатов представлен в ТИК г.Великие Луки в соответствии с приложением №3 к постановлению ТИК от 24 июня 2022 года № 4-12/28, которым утверждена форма единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, и в ней не предусмотрено указание избирательного округа в наименовании территориальной группы единого списка. При этом, единый список кандидатов, выдвинутый региональным отделением, содержит в наименовании территориальной группы её порядковый номер от 1 до 14, строго соответствующий номеру одномандатного избирательного округа, что является однозначным и не подлежит двоякому толкованию.
Не соответствует действительности отсутствие в представленной выписке из протокола второго этапа XXVI конференции Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва указания, какому одномандатному избирательному округу соответствует каждая из территориальных групп, так как данная информация содержится в решении конференции избирательного объединения, при том, что в приложении № 4 к Постановлению ТИК от 24 июня 2022 года № 4-12/28 при утверждении конференцией единого списка формой протокола это не предусмотрено.
В качестве решения конференции о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», об отсутствии которого указано в обжалуемом Постановлении, представлены выписка из протокола конференции от 17 июля 2022 года по вопросу повестки дня 25 о делегировании Бюро Регионального Совета Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» полномочий на период избирательных кампаний по выборам в представительные и иные органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года, и выписка № БРС-2022-11 из протокола заседания Бюро Регионального Совета, что является достаточным для установления списка уполномоченных представителей избирательного объединения и проверки их полномочий. Данные выписки, по существу, являются приложениями к протоколу конференции.
Отсутствие полномочий у уполномоченного представителя избирательного объединения Шадрина К.А. на подачу документов избирательного объединения, опровергается признанием его полномочий и принятием избирательной комиссией документов, что отражено в Справке о приеме документов. Факт приема документов также свидетельствует о наличии необходимых подписи и печати в выписке № БПС-2022-11.
Поскольку все необходимые документы были административным истцом для заверения единого списка в кандидаты Великолукской городской Думы седьмого созыва представлены, оснований в отказе заверении единого списка не имелось.
Просит судпризнать незаконным и отменить постановление ТИК г.В.Луки от 25 июля 2022 года № 4-19/66, обязать ТИК г.В.Луки, не позднее следующего дня со дня принятия решения суда, заверить единый список кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», одновременно с заверением единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого административным истцом, зарегистрировать уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам Доронда Ю.Ю. и выдать ей разрешение на открытие специального избирательного счета избирательного объединения;
обязать в течение трех дней со дня заверения единого списка кандидатов принять от уполномоченного представителя избирательного объединения документы на регистрацию единого списка кандидатов в депутаты; обязать в течение десяти дней со дня приема документов на регистрацию единого списка кандидатов в депутаты провести заседание ТИК г. Великие Луки и рассмотреть на нем вопрос о регистрации единого списка кандидатов.
Представители административного истца Маятникова Е.Л. и Шлосберг Л.М. поддержали доводы административного иска.
Представитель административного ответчика ТИК г. Великие Луки Григор А.А. возражал против удовлетворения требований, представил письменные возражения, полагал о законности и обоснованности принятого ТИК г.ВеликиеЛуки оспариваемого истцом постановления.
Заинтересованные лица Амелина И.А., Бойков B.C., Бойкова Т.В., Девятников Ю.В., Егоров С.Н., Иванов Д.А., Магер С.А., Тихомиров А.Е. и Шадрин К.А. административные исковые требования поддержали, просили об их удовлетворении.
Заинтересованные лица Баранов Д.С., БируляЮ.В., Владимиров В.В., Гайдук A.M., Ершова И.В., Иванова Я.Н., Козловский В.Ю., Конашенков А.А., Котюкова М.Н., Крутских А.А., Ластовка М.О., Лосяков К.А., Нестеренко Р.П., Новикова С.А., Поспелова Е.П., Семенова Е.Н., Тикка А.А., Фроликов СВ., Черноусов СМ., Яковлев Ю.В., Доронда Ю.Ю., надлежаще уведомленные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, позиции по делу не представили.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 04 августа 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований избирательного объединения - Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО» к ТИК г.Великие Луки об оспаривании постановления ТИК г.Великие Луки от 25 июля 2022 года № 4-19/66 и бездействия ТИК города Великие Луки.
В апелляционной жалобе Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО» ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Отмечает, что, несмотря на определенные пунктом 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания для отказа в заверении списка кандидатов, суд первой инстанции обосновал законность оспариваемого постановления ТИК г. Великие Луки отсутствием единого списка кандидатов и решения уполномоченного органа о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что свидетельствует онеправильном применении судом норм материального права.
Также указывает на нарушение судом первой инстанции требований процессуального законодательства, выразившегося в отсутствии оценки справки от 23 июля 2022 года о приеме документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении единого списка кандидатов, которая подтверждает представление всех необходимых документов для заверения списка, в том числе получение единого списка кандидатов, решения бюро о назначении уполномоченных. Наличие справки подтверждает, в том числе, проверку соответствия представленных документов перечню и требованиям по их оформлению, что соответствует стадии избирательного процесса
Отмечает, что оценка содержания документов с уточнением сведений, содержащихся в них в части делегирования конференцией избирательного объединения Бюро Регионального отделения полномочий по назначению уполномоченных представителей в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежала на стадии регистрации единого списка кандидатов, а не на стадии заверения единого списка кандидатов. Данные недостатки не позволяют признать решение ТИК г. Великие Луки законным.
Кроме того указывается на отсутствие нарушения избирательным объединением требований избирательного законодательства в части неуказания в едином списке кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва информации какому одномандатному избирательному округу соответствует каждая из территориальных групп.
Полагает, что ТИК г. Великие Луки нарушены требования Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6, неисполнением обязанности по уведомлению избирательного объединения о выявленных избирательной комиссией недостатках в целях устранения этих недостатков в документах, представленных для уведомления выдвижения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением одномандатных избирательных округов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Великолукской городской Думы от 21 июня 2022 года №55 назначены выборы депутатов Великолукской городской Думы седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.
Постановлением Избирательной комиссии Псковской области от 10 февраля 2022 года №5/37-7 полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Великие Луки» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления и местного референдума возложены на ТИК города Великие Луки.
Решением Великолукской городской Думы №23 от 29 апреля 2022 года утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Великолукской городской Думы, согласно которой на территории муниципального образования «Город Великие Луки» образовано 14 одномандатных избирательных округов.
Избирательное объединение «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в соответствии с Уставом Политической партии «Яблоко» на XXVI конференции 17 июля 2022 года выдвинуло единый список кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва.
23 июля 2022 года уполномоченный представитель избирательного объединения «Яблоко» Шадрин К.А. представил в ТИК г. Великие Луки пакет документов для заверения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».
Постановлением ТИК г.Великие Луки №4-16/65 от 25 июля 2022 года из списка исключены кандидаты Карлов А.В., Лукин Т.О., Иванов Д.Ю. и Иванов С.Г., Каримов Г.Т.
Постановлением ТИК г.Великие Луки №4-19/66 от 25 июля 2022 года отказано в заверении единого списка кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (т.1 л.д.102-107).
В качестве оснований отказа в заверении единого списка кандидатов указано на то, что в нарушение пункта 15 статьи 31 Закона Псковской области от 01 августа 2003 года №295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее - Избирательный кодекс Псковской области) представленный единый список кандидатов не содержит информации какому одномандатному избирательному округу соответствует каждая из территориальных групп; не содержит такой информации и представленная в комиссию выписка из протокола XXVI конференции о выдвижении единого списка кандидатов; представленная в комиссию выписка из №БРС-2022-11 не подписана и не заверена печатью, а представленный список уполномоченных представителей избирательного объединения является приложением к решению конференции, которое отсутствует.
Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. … Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Согласно пункту 10 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу. Основанием для отказа в заверении единого списка кандидатов является отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов депутатов областного Собрания - также пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из единого списка кандидатов до его заверения.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области, одновременно с единым списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 9 статьи 29 настоящего Закона (в случае предоставления права назначения уполномоченных представителей избирательного объединения соответствующему органу (должностному лицу) избирательного объединения -также решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения).
Согласно пункту 9 статьи 29 Избирательного кодекса Псковской области уполномоченные представители назначаются решением соответственно съезда политической партии; конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии; съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии; конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии; съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения. В соответствующем решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также объем его полномочий и номер телефона каждого уполномоченного представителя. Для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов.
В соответствии с пунктом 3.3 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6, список кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию вместе с решением уполномоченного уставом политической партии органа оназначении уполномоченного (уполномоченных) представителя (представителей) избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, списком указанных уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о каждом из уполномоченных представителей, предусмотренных законом. На уполномоченных представителей по финансовым вопросам оформляется доверенность в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из протокола второго этапа XXVI конференции Псковского регионального отделения «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 17 июля 2022 года, полномочия осуществлять на период избирательных кампаний по выборам в представительные и иные органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года, в том числе по назначению и отзыву уполномоченных представителей избирательного объединения, делегированы Бюро Регионального Совета Псковского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (т.1, л.д.125).
Вместе с тем, при подаче документов избирательное объединение представило в ТИК г. Великие Луки список уполномоченных представителей избирательного объединения «Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», являющийся приложением к решению конференции регионального отделения избирательного объединения «Яблоко» от 17 июля 2022 года (т.1, л.д.80-82).
Однако, ни решение конференции регионального отделения избирательного объединения от 17 июля 2022 года об избрании уполномоченных представителей избирательного объединения «Яблоко», ни доказательства отмены решения высшего органа регионального отделения - конференции регионального отделения избирательного объединения о делегированииполномочий в части назначения уполномоченных представителей исполнительному органу регионального отделения - Бюро регионального Совета в ТИК г. Великие Луки представлены не были.
Напротив, 23 июля 2022 года при подаче документов в ТИК г.Великие Луки представлена выписка из протокола заседания Бюро Регионального Совета Избирательное объединение «Яблоко» № БРС-2022-11 от 18 июля 2022 года о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения на период избирательной кампании по выборам депутатов Великолукской городской Думы седьмого созыва: Амелину И.А., Козловского В.Ю., Кузьмина Н.А., Магер С.А., Шадрина К.А., Шлосберга Л.М., приложением к которому указан список уполномоченных представителей избирательного объединения (т.1, л.д.79). Однако данная выписка из протокола не содержит подписи председателя регионального отделения и печати.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит установленным, что в поданных избирательным объединением документах отсутствуют список уполномоченных представителей избирательного объединения, назначенных уполномоченным конференцией органом, либо решение конференции регионального отделения избирательного объединения от 17 июля 2022 года о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения «Яблоко», содержащее сведения, определенные пунктом 9 статьи 29 Избирательного кодекса Псковской области, представление которых в избирательную комиссию необходимо вместе с единым списком кандидатов в соответствии с предписаниями подпункта «г» пункта 4 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области.
Представленная выписка из протокола заседания Бюро Регионального Совета также не могла быть принята как решение органа избирательного объединения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, поскольку она не соответствует требованиям к официальным документам, так как не содержит подписи руководителя избирательного объединения и печати, соответственно не имеет никакой юридической силы.
Отсутствие данных документов является в силу приведенных положений закона Псковской области основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты, что свидетельствует о правомерности принятого ТИК г.Великие Луки решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии списка кандидатов в депутаты требованиям пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области.
Согласно данной норме, на выборах депутатов представительных органов городских округов при применении смешанной избирательной системы избирательное объединение разбивает единый список кандидатов на общемуниципальную часть списка и территориальные группы, соответствующие одномандатным избирательным округам, сформированным для выборов в представительный орган городского округа (далее - территориальные группы кандидатов), при этом в списке кандидатов должно быть указано, какому одномандатному округу соответствует каждая из территориальных групп кандидатов. Максимальное число территориальных групп кандидатов соответствует общему числу образованных одномандатных избирательных округов, минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов. В общемуниципальную часть списка включаются кандидаты, не входящие в территориальные группы кандидатов, в количестве не менее одного и не более трех кандидатов. Каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее двух и не более трех кандидатов.
Действительно, в представленном избирательным объединением списке кандидатов в депутаты не указано, какому одномандатному округу соответствует каждая из территориальных групп кандидатов, данный список отличен от решения о его выдвижении по объему сведений, так как само решение о выдвижении содержит указание на то, какому избирательному округу соответствует территориальная группа.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в силу вышеприведенных положений избирательного законодательства указанный недостаток списка кандидатов не является основанием для отказа в его заверении.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о подтверждении предоставления всех документов, необходимых для заведения списка выданной ТИК справкой.
Как указано, одним из оснований отказа в заверении списка является отсутствие списка уполномоченных представителей избирательного объединения.
В справке о приеме документов от 23 июля 2022 года действительно указано на принятие списка уполномоченных представителей на 5 листах.
Вместе с тем, справкой подтверждается только наличие конкретных документов, но не их надлежащее оформление и соответствие требованиям законодательства.
Оценка представленного списка уполномоченных представителей дана ТИК г.Великие Луки при разрешении вопроса о заверении списка кандидатов в депутаты.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия непозднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Отсутствие надлежащих документов о назначении уполномоченных представителей в силу закона препятствовало принятию решения о заверении списка кандидатов в депутаты.
Допущенное избирательным объединением нарушение избирательного законодательства на стадии заверения списка кандидатов в депутаты, повлекшее принятие решения об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты, препятствует возможности прохождения последующих стадий избирательного (выборного) процесса, в том числе устранению недостатков документов на стадии регистрации списка кандидатов.
Соответственно является несостоятельной позиция административного истца о нарушении избирательной комиссией положений пунктов 4.12.4, 4.12.3 Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6.
Поскольку судом установлена законность оспариваемого решения избирательной комиссии, отсутствуют основания для удовлетворения требований об отмене постановления от 25 июля 2023 года и об обязанииизбирательной комиссии совершить определенные действия.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Великолукского городского суда Псковской области от 04 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения - Псковское региональное отделение «Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через Великолукский городской суд Псковской области в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное определение изготовлено 19 августа 2022 года.
Председательствующий: |
. |
И.М. Панов |
Судьи: |
. |
Д.Ю. Качнов |
. |
Г.В. Малыгина |
.
.